Психическая характеристика младшего школьного возраста
Цель: формирование умений давать психологическую характеристику возраста с опорой на ключевые психологические категории, определять признаки проблемного развития и прогнозировать психолого-педагогическую помощь детям младшего школьного возраста.
Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:
1. Психологическая структура возраста.
-
Социальная ситуация развития. Место ребенка в системе общественных отношений.
-
Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, источник психического развития и развития личности младшего школьника.
2. Характеристика психического развития ребенка в возрасте
-
Познавательные процессы в младшем школьном возрасте.
-
Развитие личности в младшем школьном возрасте.
3. Основные психологические новообразования младшего школьника. «Ценность» младшего школьного возраста.
4. Актуальные проблемы современного младшего школьника, сущность и пути преодоления (медлительность, неуспеваемость, личностная реакция на оценку, тревожность как показатель школьной дезадаптации, агрессия и агрессивность). Младшие школьники группы риска (неуспевающие, дети СДВГ, леворукие, дети, пережившие горе, дезадаптация и невроз, воровство, ложь, медлительность, бродяжничество, компьютерная зависимость и т.д.).
Индивидуальные доклады:
-
Мухина В.С. Особенности общения в младшем школьном возрасте // Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. С. 251 – 269.
-
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1994. – с. 158 – 160.
-
Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии – 1998. - № 5.
Задания для самостоятельной работы:
1. На основании статей В.В. Давыдова и Е.Е. Даниловой подготовьте краткую характеристику младшего школьного возраста:
-
Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост., И.В. Дубровина, с. 18 – 24
-
Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост., И.В. Дубровина, с. 50 – 52.
Подготовить таблицу «Развитие психических процессов младшего школьника (познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение; сфер личности: мотивация, эмоции, воля, самосознание)», укажите список использованной литературы. Воспользуйтесь заданиями предыдущей лабораторной работы.
Психический процесс | Определение | Свойства, виды | Особенности развития | |
Начало младшего школьного возраста | Итог младшего школьного возраста | |||
Восприятие |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
-
Ознакомьтесь с разделом «Младшие школьники «группы риска»» из книги Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2006. (с.327 – 365); выпишите психолого-педагогические признаки и особенности детей из разных групп риска.
-
Вспомните признаки кризиса семи лет, сопоставьте их с актуальными проблемами современного младшего школьника и признаками детей группы риска.
Предложите психологически обоснованные способы помощи младшему школьнику. Можно выполнить задание в виде таблицы «Варианты неблагоприятного развития в младшем школьном возрасте и помощь ребенку», варианты неблагополучного развития можно соотнести с вопросом №4 лабораторной работы.
-
№
Вариант неблагоприятного развития
Психолого-педагогическая помощь
Автор и название статьи
Список литературы для выполнения задания:
- Развитие в пренатальный период и в младенческом возрасте
- Характеристика возрастных кризисов
- Психическое развитие ребенка в раннем возрасте
- Характеристика возрастных кризисов
- Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
- Сравнительная таблица особенностей развития детей от рождения до 6-7 лет
- Обухова л.Ф. Возрастная психология. – м.: Педагогическое общество России, 2003 (и более поздние издания). – с.281 – 320.
- Поливанова к.Н. Психология возрастных кризисов. – м., 2000.
- Кулагина и.Ю. Возрастная психология. – м., 1997.
- Лисина м.Н. Проблемы онтогенеза общения. – м., 1986.
- Психическая характеристика младшего школьного возраста
- Поливанова к.Н. Психология возрастных кризисов. – м., 2000.