11.Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
Функциональная ассиметрия головного мозга – характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной (в данном определении видимо «предметно-смысловой») форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.Функциональнаяассиметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
За синхронизацию работы полушарий в основном отвечает «мозолистое тело» (соrpuscallosum), кроме него эту задачу решает еще и «передняя спайка» (precommissure). Однако, мозолистое тело, состоящее из 200-250 миллионов нервных волокон, является самой большой структурой, соединяющей полушария. Мозолистое тело имеет форму широкой плоской полосы. Волокна в мозолистом теле проходят главным образом в поперечном направлении, связывая симметричные места противоположных полушарий, но некоторые волокна связывают или несимметричные места противоположных полушарий, например лобные извилины с теменными или затылочными, или разные участки одного полушария.
Правая рука, на которую большинство из нас привыкло полагаться во всех случаях жизни, подводила при самых простых задачах: она не могла перерисовать элементарные геометрические фигуры, она не могла сложить простые конструкции из кубиков, она не могла найти на ощупь бытовые предметы.
Левая рука прекрасно справлялась со всеми этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова. Впрочем, и без пересечения мозолистого тела правши обычно не пишут левой рукой.
Таким образом, правое полушарие, управляющее левой рукой, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась недоступна, кроме письма, также функция речи. Правда, правое полушарие было способно к пониманию речи, если грамматические конструкции не были очень сложными. Но продукция речи оказалась ему недоступна. Впрочем, врачи давно знали, что при повреждении левого полушария нарушается речь, даже если правое полушарие полностью сохранно.
- 1.Определение психологии как науки, предмет, задачи и методы психологии
- 2.Основные принципы психологии
- 3.Основные этапы развития психологии
- 4.Структура современной психологии
- 5.Понятие психики, функции психики
- 6.Основные этапы развития психики
- 7.Биологическая и социальная детерминация психического развития
- 8.Понятие о нервной системе
- 9.Строение головного мозга человека
- 10. Спиной мозг, его функции
- 11.Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
- 12.Измененные состояния сознания
- 13.Общее понятие о личности
- 15.Социальные роли и личность
- 16.Психические процессы
- 17.Ощущение как психический процесс
- 18. Восприятие
- 19.Воображение
- 20.Внимание; его функции и виды
- 21. Память. Виды памяти
- 22.Интелект и мышление
- 23.Чувства и эмоции. Управления эмоциями
- 24.Воля как психический процесс
- Вербальное и невербальное общение.
- Мотивационная сфера человека.
- Типы темперамента и их специфика.
- Характер и его формирование.
- Акцентуированные типы характеров.
- Психоаналитическая теория.
- Бихевиоризм и его значение в психологии.
- Теория социального научения.
- Когнитивные теории личности.
- 34.Гуманистические теории личности.
- 35. Структура личности по з.Фрейду.
- 36. Концепция личности по к.Г.Юнгу.
- 37. Эпигенетическая теория развития личности (э.Эриксон).