20.Внимание; его функции и виды
Внимание – это психическое состояние, которое характеризует динамические особенности познавательной деятельности.
Познавательные функции:
- ощущение;
- восприятие;
- внимание;
- память;
- мышление;
- воображение.
Физиологическая основа – очаг возбуждения в коре головного мозга, который постоянно перемещается.
Внимание тесно связано с другими психическими функциями.
Свойства внимания:
1. Устойчивость – сосредоточение человека на каком-либо одном объекте;
2. Концентрация – сосредоточение человека на каком-либо одном объекте в течении длительного времени;
3. Переключаемость – способность человека переводить свое внимание с одного объекта на другой;
4. Распределение – рассредоточение внимания на нескольких объектах;
5. Объем – количество предметов, которые человек может держать в поле своего внимания.
Внимание связано с характером. Внимательный человек больше нравится людям, лучше учится, в жизни достигает больших высот.
Виды внимания:
1. Природное – передается человеку по наследству. Базируется на ориентировочном рефлексе «Что такое?», в ответ на сильный раздражитель внешней среды – безусловный рефлекс.
2. Социальное – вырабатывается у человека в процессе общения с другими людьми. Приобретается в течении жизни, связан с волей человека, связан с сознанием (делает осознано).
3. Непроизвольное – близок к природному, не связан с волей и сознанием, тесно связан с подсознанием, но не осознает и не понимает (информация которая запоминается непроизвольно).
4. Произвольное - ближе к социальному, тесно связан с волей и сознанием. Осуществляется по заранее разработанному плану.
5. Чувственное – концентрация чувств на объекте или явлении (переживание, обиды).
6. Интеллектуальное – вид внимания, который управляет мыслями человека, логикой, мышлением в целом.
Нарушение внимания – один из самых важных симптомов патологического состояния мозга, и его исследования может внести важные данные в диагностику мозговых поражений.
При массовом поражении глубоких отделов мозга (верхний ствол, стенки третьего желудочка, лимбическая система), все это может нести тяжелое нарушение непроизвольного внимания, которые проявляются в виде общего снижения активности и выраженных нарушений механизмов ориентировочного рефлекса.
Такие нарушения несут разный характер:
1. характер выпадения (нарушение – ориентировочный рефлекс нестойкий и быстро угасает);
2. характер патологического раздражения стволовых и лимбических систем, в результате чего раз появившиеся симптомы ориентировочного рефлекса не угасает в течении длительного времени раздражители продолжают вызывать неугасимые электрофизиологические и вегетативные (сосудистые и двигательные) реакции.
- 1.Определение психологии как науки, предмет, задачи и методы психологии
- 2.Основные принципы психологии
- 3.Основные этапы развития психологии
- 4.Структура современной психологии
- 5.Понятие психики, функции психики
- 6.Основные этапы развития психики
- 7.Биологическая и социальная детерминация психического развития
- 8.Понятие о нервной системе
- 9.Строение головного мозга человека
- 10. Спиной мозг, его функции
- 11.Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
- 12.Измененные состояния сознания
- 13.Общее понятие о личности
- 15.Социальные роли и личность
- 16.Психические процессы
- 17.Ощущение как психический процесс
- 18. Восприятие
- 19.Воображение
- 20.Внимание; его функции и виды
- 21. Память. Виды памяти
- 22.Интелект и мышление
- 23.Чувства и эмоции. Управления эмоциями
- 24.Воля как психический процесс
- Вербальное и невербальное общение.
- Мотивационная сфера человека.
- Типы темперамента и их специфика.
- Характер и его формирование.
- Акцентуированные типы характеров.
- Психоаналитическая теория.
- Бихевиоризм и его значение в психологии.
- Теория социального научения.
- Когнитивные теории личности.
- 34.Гуманистические теории личности.
- 35. Структура личности по з.Фрейду.
- 36. Концепция личности по к.Г.Юнгу.
- 37. Эпигенетическая теория развития личности (э.Эриксон).