12.Измененные состояния сознания
Попытки научного осмысления необычных психических способностей и состояний сознания предпринимались со времен Месмера. Однако до недавнего времени “экстравертированное сознание”, состояние “нормального” бодрствования рассматривалось большинством ученых как единственное состояние, достойное изучения. Согласно классической концепции слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная активация —к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным восстановить равновесие. Вслед за Юнгом, придавшим огромное значение духовным измерениям психики, Р.Ассаджиоли интерпретировал многие из явлений, которые официальная медицина считает психопатологическими, как сопутствующие духовному раскрытию. А.Мэслоу на основе широких исследований многих мистических (или “пиковых”, “вершинных” по его определению) переживаний опроверг традиционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации. Подобные “положительные” состояния стали называться “расширенными состояниями сознания”(РСС). Концепция сна как особого активного состояния сознания (БДГ-сон) , исследование шизофрении и маниакально-депрессивного психоза подготовили почву для всевозможных исследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое. Ч.Тарт называет термином “дискретное состояние сознания”(ДСС) совокупность психических структур, активную систему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, но совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДСС. С.Гроф, исследуя РСС, возникающие при применении ЛСД‑25, объединил в четыре основных типа переживания, сходные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорной модальности: 1.Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей —кинестетической, слуховой, зрительной. 2.Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Адлера. 3.Перинатальные —переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Грофу, в “системы конденсированного опыта”—динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами. 4.Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий архетипические переживания, паранормальные явления, глубокие мистические прозрения. Похожие явления наблюдал Д.Лилли в условиях сенсорной изоляции, особо отмечая резко возрастающий уровень проекций своего внутреннего мира на окружающее и осознание глубинных содержаний своей психики. Большим разнообразием отличается эмоциональная сфера РСС. Направленность многих психотехник —прохождение личности через катарсис, часто связанный с повторным переживанием психологических и физических травм, к ощущению “океанического экстаза”, “вселенской любви”. Вот как описывает это состояние Уолт Уитмен: ”И вдруг на меня снизошло простерлось вокруг такое чувство покоя и мира, такое всеведение, выше любой человеческой мудрости, и я понял... что Бог —мой брат, и что его душа —родная мне, и что центр Вселенной —Любовь”.
- 1.Определение психологии как науки, предмет, задачи и методы психологии
- 2.Основные принципы психологии
- 3.Основные этапы развития психологии
- 4.Структура современной психологии
- 5.Понятие психики, функции психики
- 6.Основные этапы развития психики
- 7.Биологическая и социальная детерминация психического развития
- 8.Понятие о нервной системе
- 9.Строение головного мозга человека
- 10. Спиной мозг, его функции
- 11.Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
- 12.Измененные состояния сознания
- 13.Общее понятие о личности
- 15.Социальные роли и личность
- 16.Психические процессы
- 17.Ощущение как психический процесс
- 18. Восприятие
- 19.Воображение
- 20.Внимание; его функции и виды
- 21. Память. Виды памяти
- 22.Интелект и мышление
- 23.Чувства и эмоции. Управления эмоциями
- 24.Воля как психический процесс
- Вербальное и невербальное общение.
- Мотивационная сфера человека.
- Типы темперамента и их специфика.
- Характер и его формирование.
- Акцентуированные типы характеров.
- Психоаналитическая теория.
- Бихевиоризм и его значение в психологии.
- Теория социального научения.
- Когнитивные теории личности.
- 34.Гуманистические теории личности.
- 35. Структура личности по з.Фрейду.
- 36. Концепция личности по к.Г.Юнгу.
- 37. Эпигенетическая теория развития личности (э.Эриксон).