logo
Вопросы по конфл

Роль конфликтологии в развитии российского общества.

Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. А именно так в основном управляют социальными конфликтами сегодня руководители разных уровней. Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда имеются достаточно глубокое понимание истинных причин возникновения конфликта, представления о закономерностях его развития и завершения.

Такое понимание невозможно без помощи науки.

Одно из следствий реформирования российского общества – рост количества и разнообразия социальных конфликтов. Это, как нам кажется, вполне естественно. В недемократическом государстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, сила ее отдельных представителей практически исключают возможность сколько-нибудь серьезных конфликтов как в самой этой группе, так и в подчиненных ей структурах. Быстрый рост количества конфликтов свидетельствует о том, что мы в чем-то идем по пути демократизации, так как в обществе появилось множество социальных групп, которые открыто выражают свои интересы и видят возможность отстоять их, несмотря на то, что эти интересы зачастую входят в противоречие с интересами структур власти.

Демократия – это конфликты. Но истинная демократия заключается не столько в том, что каждый имеет возможность отстаивать свои интересы различными средствами, вплоть до конфликта, сколько в том, что возникающие конфликты завершаются конструктивно, гуманными, цивилизованными способами. Одна из главных причин усиливающейся социальной напряженности в обществе состоит именно в неумении конструктивно решать социальные конфликты. Конфликтующие стороны не хотят поступаться не только принципами, но и вообще чем бы то ни было.

Они нацелены не на разрешение противоречий, а на взаимное противодействие, нанесение противнику максимального ущерба. Становясь самоцелью, борьба не может служить движущей силой прогрессивного развития общества.

К сожалению, в нашей стране степень понимания конфликта учеными еще не позволяет получить знания, которые можно было бы эффективно использовать для объяснения и регулирования сложных социальных конфликтов с учетом их современной российской специфики. Нельзя не отметить и то, что органы управления оказались не в состоянии использовать те знания, которыми уже обладали представители всех наук, изучающих конфликт.

В случае, когда против гражданина (социальной группы) используют методы правового шантажа, возникает социальный конфликт. Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы. Что же такое «трудная ситуация» и чем она отличается от простой? По мнению Б. Шведина, трудная ситуация – это «взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности».

Общие признаки трудной ситуации:

• наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;

• состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

• заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».

Основными видами трудных ситуаций являются:

- трудные ситуации деятельности;

- бытийные ситуации;

- ситуации социального взаимодействия;

- ситуации внутриличностного плана.

Как отмечено выше, одним из основных признаков трудной ситуации служат препятствия, которые рассматриваются как угроза реализации мотивов, поставленных целей.

Трудные ситуации социального взаимодействия. Эти ситуации вызывают особый интерес как в теоретическом, так и в прикладном плане. Пока не сложилось концептуального видения этого класса трудных ситуаций по причине блокирования научного изучения этого явления верхушкой коммунистической власти. Идеологическое отрицание объективных эволюционных процессов привело к сильному отставанию российской науки в этой области. В трудной ситуации социального взаимодействия другой человек (его присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствие для реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Это вызывает психическую напряженность, и, что самое главное, серьёзные социальные и экономические последствия. Рассмотрим основные трудные ситуации социального взаимодействия. Проблемная ситуация характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная. Хотя ощущение постоянной угрозы со стороны представителей власти активно стимулирует развитие криминализации менталитета у всего населения. Это естественные эволюционные последствия для необходимого выживания в ситуации постоянно сложного социального выживания. Среди основных типов реагирования на трудную ситуацию выделяются следующие.

Активный тип реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить как конструктивный характер (повышение уровня поисковой деятельности, расширение возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования и т.д., нервные вспышки, истерические реакции).

При активном типе реагирования на трудные социальные ситуации формируются социальные группы либо вынужденных взяточников, либо революционеров и преступников. Численное распределение по этим группам зависит от многих факторов: степень социального насилия над личностью, демографическая ситуация в стране (т.е. Реальная дееспособность населения в преодолении агрессивных социальных факторов повседневной жизни), продолжительность исторического периода насилия над личностью (как фактор возможной мобилизации при возникновении трудной ситуации) и многие другие. Проще говоря, это уравнение с большим количеством переменных.

Пассивный тип поведения, деятельности и общения в трудной ситуации может быть реализован также в двух формах: как приспособление и как уход из ситуации. Приспособление рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям, и др. Уход от ситуации реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т.д. Таким образом формируются внешне социально-конформные группы, которые либо отказываются от нравственно-этических принципов жизни, как способ защиты от возможных стрессов (у этой группы сильно выражено психологическое качество – вытеснение), и они становятся инструментом социального насилия либо объектом насилия (эти группы запрограммированы на самоуничтожение и деградацию).

Следует более подробно остановиться на такой специфической реакции личности на трудную ситуацию как психическая напряженность. Это психическое состояние личности в трудной ситуации, с помощью которого осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психическая напряженность характеризуется активной перестройкой и нтеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов (Б. Шведин).

В структуре психической напряженности выделяют побудительно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой) и исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный) компоненты. В зависимости отвлияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (М. Дьяченко):

• перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);

• интеллектуальную (когда человек затрудняется решить задачу);

• эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

• волевую (когда человек не может управлять собой);

• мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные траты нервно-психической энергии. Исследования показывают, что в наибольшей степени ухудшающее воздействие напряженности сказывается на интеллектуальных и вербальных психических функциях личности (Б.Шведин). Среди отсроченных влияний психической напряженности выделяют возникновение продолжительных отрицательных сдвигов в настроении, повышение утомляемости, развитие фрустрации, переориентацию мотива участия во взаимодействии (деятельности). Уровень психической напряженности у различных людей может быть различным. Это в основном связано с психологической устойчивостью человека. В зависимости от уровня психической устойчивости люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному.