27. Основные периоды и этапы развития конфликта
Начало конфликта определяется первыми актами противодействия сторон.
Считается, что конфликт начался при условии одновременного наличия трех условий:
первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (действия - физические движения, передача информации);
второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
оппонент начинает соответствующие действия против первого участника.
Если одна из сторон конфликта начинает агрессивные действия, а вторая выбирает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон лишь задумывает конфликтное взаимодействие, т.е. действует в своем воображении, а не на самом деле.
Окончание конфликта может иметь различные формы, но в любом случае предусматривает прекращение действий участников, направленных друг против друга.
В динамике конфликта выделяют три периода, каждый из которых имеет конкретные этапы.
Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:
возникновение объективной проблемной ситуации;
осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
возникновения предконфликтной ситуации.
Возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт порождается объективной проблемной ситуацией, когда возникают противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Поскольку противоречия еще не осознанны и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин.
Объективные противоречивые ситуации, возникающие в процессе деятельности людей, создают возможность возникновения конфликтов, которые становятся реальностью только в сочетании с субъективными факторами. Условия перехода - осознание объективной проблемной ситуации.
Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие действительности как противоречивой, понимание необходимости начать какие-то действия для устранения противоречий составляют содержание данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажением. Субъективность восприятия порождается природой психики, социальными различиями участников коммуникации (ценностями, социальными установками, идеалами, интересами).
Индивидуальность осознания зависит от уровня знаний, потребностей, особенностей участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.
Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации как противоречивой не всегда автоматически приводит к конфликтному противодействию сторон. Чаще они (или один из них) пытаются решить проблему неконфликтными способами - убеждением, разъяснением, просьбами, информированием стороны-оппонента. Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.
Возникновение предконфликтнои ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы опасности для одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная в случае восприятия угрозы для определенных общественно важных интересов. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что существует в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.
Открытый период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:
инцидент;
эскалацию конфликта ;
сбалансированное противодействие;
завершение конфликта.
Инцидент- это первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу.
Если привлеченных одной из сторон ресурсов достаточно для соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Конфликтные взаимодействия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, добавляя новые стимулы для дальнейших действий.
Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе - борьба разжигает эмоции - эмоции увеличивают ошибки восприятия - это ведет к интенсификации борьбы т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта». Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.
Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия для достижения согласия еще не начинаются.
Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта при любых условиях. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, угасание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Латентный (послеконфликтный) период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, которые оказывались в конфликте. Этап характеризуется переживаниями участников, осмыслением ими своей позиции. Происходит коррекция самооценки, уровня притязаний, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.
Полная нормализация отношений наступает в момент осознания сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, достижение доверия.
В конфликте можно выделить период, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходящей линии, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.
- 28. Эскалация конфликта
- 25. Функции конфликта.
- 3.Конфликтология как наука: Объект, предмет, цель, задачи и функции современной конфликтологии.
- 29.Динамика развития конфликта
- Возрастные различия и конфликт. Кризис возраста.
- Периодизация истории отечественной конфликтологии.
- 5.Эволюция научных воззрений на конфликт
- 4.Исследование конфликтов в психологии. Отрасли отечественной конфликтологии.
- Характеристика зарубежной конфликтологии.
- 8. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии.
- Роль конфликтологии в развитии российского общества.
- Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии.
- 11. Основные цели и задачи конфликтологии.
- 12. Проблема классификации в конфликтологии. Основные виды классификации
- Определение понятия «конфликт». Основные характеристики конфликта.
- 14. Объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов,
- 16. Личностные факторы возникновения конфликтов
- 18. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости
- 20. Особенности восприятия конфликтной ситуации.
- 21.Структура конфликта. Объективные элементы конфликта.
- 21. Стратегии поведения в конфликте
- 23. Тактики поведения в конфликте.
- 24. Особенности анализа конфликтной ситуации..
- 26. Гендерные различия как фактор возникновения конфликтов.
- 27. Основные периоды и этапы развития конфликта
- 31. Понятие внутриличностного конфликта. Основные виды внутриличностных конфликтов.
- Природа внутриличностных конфликтов.
- Способы профилактики и разрешения конфликта.
- Психоаналитический подход к пониманию внутриличностного конфликта.
- 35. Гуманистический подход к пониманию внутриличностного конфликта.
- Понимание внутриличностного конфликта в когнитивной психологии.
- 37. Бихевиоральный подход к пониманию внутриличностного конфликта.
- Характеристика особенностей и эффективности различных форм протеста.
- Охарактеризовать основные виды насилия.
- Истоки агрессии и агрессивного поведения и методы контроля агрессии.
- Экзистенциональный подход в понимании конфликта.
- Проблема внутриличностного конфликта в отечественной психологии.
- Особенности переживания внутриличностного конфликта.
- Последствия внутриличностных конфликтов.
- Условия предупреждения внутриличностных конфликтов.
- 46. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.