24. Особенности анализа конфликтной ситуации..
1. Участники конфликта
Участниками конфликта были две студентки, подрабатывающие уборщицами в редакции. Первая - Ирина - по темпераменту холерик, частенько не ходит на работу, говорит напарнице, что отработает в следующий раз. Мнение окружающих ее не интересует, о последствиях своих поступков не задумывается. Вторая - Настя - более уравновешенная, скандалов старается избегать, но не всегда это получается, т. к. не любит когда ее в чем-то обвиняют. Чаще дома жалуется на работу, на администрацию редакции.
Обе студентки не любят свою работу. Устроились с помощью родственников: Ирина - с помощью сестры (редактор), Настя - с помощью тёти (инспектор по кадрам).
2. Описание ситуации
Настя заболела и попросила Ирину поработать одну, объяснив, что температурит. Ирина один день поработала одна, а в следующий раз не пошла, т.к. посчитала, что на работу должна выйти Настя. А Настя тем временем все еще температурила. В итоге, на работу никто не ходил в течение трех дней. Инспектор по кадрам вызвала студенток «на ковёр». Только там студентки выяснили, что никто на работу не ходил. На вопрос инспектора по кадрам, почему никто не ходил на работу, Ирина ответила, что была очередь Насти. В свою очередь Настя настаивала на своей версии: я болею, с кровати не встаю, у меня высокая температура, постельный режим, и вы хотите, чтобы я пришла полы мыть?!! Ирина тем же тоном: «А почему ты не сказала, что еще болеешь?! Почему не сказала, чтоб всю неделю одна работала?!» Настина реакция: «А почему бы тебе не спросить у меня, выздоровела ли я, выйду ли я на работу?» Ирина: «А почему я должна спрашивать?»
В итоге каждый участник конфликта остался при своем мнении: мы обе виноваты, но моя вина меньшая. После объяснения с инспектором по кадрам, или, если точнее, выяснения отношений между собой пошли и молча сделали уборку в редакции.
3. Схема
? ?
± +
+ +
4. Интересы сторон
5. Причина, повод, стратегия поведения, тип и метод разрешения конфликта
Причиной конфликта стало то, что каждая из участниц конфликта хотела за счет своей напарницы «выйти сухой из воды».
Повод конфликта - инспектор по кадрам вызвала «на ковёр», потребовала объяснений, т.е. их упрекают в том, что они виновны в равной степени в случившемся.
Обе студентки в данной конфликтной ситуации выбрали соперничество как стратегию конфликтного поведения.
Тип:
1) межличностный
2) социально-психологический
3) горизонтальный
4) открытый
5) деструктивный
Метод разрешения конфликта - установление нормы.
- 28. Эскалация конфликта
- 25. Функции конфликта.
- 3.Конфликтология как наука: Объект, предмет, цель, задачи и функции современной конфликтологии.
- 29.Динамика развития конфликта
- Возрастные различия и конфликт. Кризис возраста.
- Периодизация истории отечественной конфликтологии.
- 5.Эволюция научных воззрений на конфликт
- 4.Исследование конфликтов в психологии. Отрасли отечественной конфликтологии.
- Характеристика зарубежной конфликтологии.
- 8. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии.
- Роль конфликтологии в развитии российского общества.
- Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии.
- 11. Основные цели и задачи конфликтологии.
- 12. Проблема классификации в конфликтологии. Основные виды классификации
- Определение понятия «конфликт». Основные характеристики конфликта.
- 14. Объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов,
- 16. Личностные факторы возникновения конфликтов
- 18. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости
- 20. Особенности восприятия конфликтной ситуации.
- 21.Структура конфликта. Объективные элементы конфликта.
- 21. Стратегии поведения в конфликте
- 23. Тактики поведения в конфликте.
- 24. Особенности анализа конфликтной ситуации..
- 26. Гендерные различия как фактор возникновения конфликтов.
- 27. Основные периоды и этапы развития конфликта
- 31. Понятие внутриличностного конфликта. Основные виды внутриличностных конфликтов.
- Природа внутриличностных конфликтов.
- Способы профилактики и разрешения конфликта.
- Психоаналитический подход к пониманию внутриличностного конфликта.
- 35. Гуманистический подход к пониманию внутриличностного конфликта.
- Понимание внутриличностного конфликта в когнитивной психологии.
- 37. Бихевиоральный подход к пониманию внутриличностного конфликта.
- Характеристика особенностей и эффективности различных форм протеста.
- Охарактеризовать основные виды насилия.
- Истоки агрессии и агрессивного поведения и методы контроля агрессии.
- Экзистенциональный подход в понимании конфликта.
- Проблема внутриличностного конфликта в отечественной психологии.
- Особенности переживания внутриличностного конфликта.
- Последствия внутриличностных конфликтов.
- Условия предупреждения внутриличностных конфликтов.
- 46. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.