4. 2. Восприятие
Общая характеристика восприятия. Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Восприятие как целостное отражение предметов. Теории распознавания образов. Восприятие как сложный перцептивный процесс.
Физиологические основы восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Рефлекторная основа восприятия по И. П. Павлову.
Основные свойства и виды восприятия. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность. Явление апперцепции. Понятие об иллюзии восприятия. Осмысленность восприятия. Основные классификации восприятия. Классификация по модальности. Классификация по форме существования материи: пространство, время, движение.
Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей. Индивидуальные типы восприятия. Синтетический и аналитический типы восприятия. Описательный и объяснительный типы восприятия. Объективные и субъективные типы восприятия. Наблюдательность. Этапы развития восприятия у детей. Работы Б. М. Теплова, А. Н. Запорожца.
Предмет и фон в восприятии. Соотношение объекта и фона. Условия выделения предмета из фона. Легкость выделения предмета из фона.
Взаимоотношение целого и части в восприятии. Особенности восприятия целого и части. Опознавательные признаки предмета. Индивидуальные различия и этапы восприятия.
Восприятие пространства. Пространственные свойства предметов: величина, форма предметов, положение в пространстве. Факторы, влияющие на особенности восприятия величины предмета. Константность и контрастность предметов. Перенесение свойства целого на его отдельные части. Особенности восприятия формы предмета. Механизмы бинокулярного зрения. Восприятие трехмерного пространства и его физиологические механизмы. Понятие о конвергенции и дивергенции глаз. Механизмы ориентации в пространстве.
Восприятие движения и времени. Механизмы восприятия движения. Опыты Э. Маха. Основные теории восприятия движения. Теория В. Вундта. Фи-феномен М. Вертгеймера. Теория восприятия в гештальтпсихологии. Механизмы восприятия времени. Понятие о временных отрезках. Факторы, определяющие особенности восприятия времени.
- Общая психология
- Печатается по решению редакционно-издательского совета коми государственного педагогического института от 2008 г.
- Введение
- Общая психология
- Тематика лекций по «Общей психологии»
- Тематика практических занятий по «Общей психологии»
- Список обязательной литературы
- Практикумы и задачники
- Словари
- Дополнительная литература
- Программа темы приктических занятий по «общей психологии»
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Тема 2. Происхождение и развитие сознания человека
- Тема 3 Психологическая теория деятельности
- Тема 4. Ощущение и восприятие.
- 4.1. Ощущение.
- 4. 2. Восприятие
- Тема 5. Представление и память.
- 5. 1. Представление
- 5. 2.Память
- Тема 6. Мышление
- Тема 7. Речь
- Тема 8. Внимание
- Тема 9. Эмоции
- Тема 10. Личность
- Тема 11. Способности
- Тема 12. Темперамент
- Тема 13. Характер
- Темы для самостоятельного изучения по «общей психологии»
- Тема 1. Психология в структуре современных наук
- Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции
- Тема 3. Неосознаваемые психические процессы
- Тема 4. Воображение
- Тема 5. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- Тема 6. Адаптация человека и функциональное состояние организма
- Тема 7. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- Тема 8. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
- Тема 9. Направленность и мотивы деятельности личности
- Тема 10. Воля
- Планы практических занятий по «общей психологии»
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Происхождение и развитие сознания человека
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Психологическая теория деятельности
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Ощущение. Восприятие.
- 4.1. Ощущение
- 4.1. Восприятие
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Память. Представление
- 5.1. Память
- 5.21.Представление
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Мышление
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Речь
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Внимание
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Эмоции
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Личность
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Способности
- Тема 12. Темперамент
- Тема 13. Характер
- Рекомендуемая литература
- Планы для самостоятельного изучения по «общей психологии»
- Тема 1. Психология в структуре современных наук
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Неосознаваемые психические процессы
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Воображение
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Адаптация человека и функциональное состояние организма
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Направленность и мотивы деятельности личности
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Воля
- Рекомендуемая литература
- Темы для рефератов по «общей психологии»
- Примерные вопросы к экзамену по «общей психологии»
- Содержание: