Тема 6. Мышление
Природа и основные виды мышления. Основные характеристики мышления. Мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Взаимосвязь мышления и речи. Процесс выражения мысли словами по Л. С. Выготскому. Физиологические основы мышления. Классификация мышления; теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления — понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного.
Основные формы мышления. Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Факторы, способствующие усвоению понятий. Осознание и понимание. Особенности понимания. Умозаключение как высшая форма мышления.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Понятие об интеллекте. Интеллект и поведение человека. Разработка проблемы интеллекта в гештальтпсихологии. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта. Проблема мышления в работах отечественных ученых А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова и др. Экспериментальные исследования А. Бине и Т. Симона. Тест Стенфорд—Бине. Тест Векслера. Критериально-ориентировочные тесты. Тесты достижений. Экспериментальная концепция Дж. Гилфорда.
Основные виды умственных операций. Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Умозаключение по аналогии. Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями. Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного. Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции. Ошибки умозаключения.
Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Условия творческого мышления. Предположение. Практическое мышление. Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда. Критическое и творческое мышление.
Развитие мышления. Основные этапы формирования мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты развития мышления. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория развития и формирования умственных операций П. Я. Гальперина. Исследования проблемы формирования понятий, проведенные Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым. Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития Клара и Уоллеса.
- Общая психология
- Печатается по решению редакционно-издательского совета коми государственного педагогического института от 2008 г.
- Введение
- Общая психология
- Тематика лекций по «Общей психологии»
- Тематика практических занятий по «Общей психологии»
- Список обязательной литературы
- Практикумы и задачники
- Словари
- Дополнительная литература
- Программа темы приктических занятий по «общей психологии»
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Тема 2. Происхождение и развитие сознания человека
- Тема 3 Психологическая теория деятельности
- Тема 4. Ощущение и восприятие.
- 4.1. Ощущение.
- 4. 2. Восприятие
- Тема 5. Представление и память.
- 5. 1. Представление
- 5. 2.Память
- Тема 6. Мышление
- Тема 7. Речь
- Тема 8. Внимание
- Тема 9. Эмоции
- Тема 10. Личность
- Тема 11. Способности
- Тема 12. Темперамент
- Тема 13. Характер
- Темы для самостоятельного изучения по «общей психологии»
- Тема 1. Психология в структуре современных наук
- Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции
- Тема 3. Неосознаваемые психические процессы
- Тема 4. Воображение
- Тема 5. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- Тема 6. Адаптация человека и функциональное состояние организма
- Тема 7. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- Тема 8. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
- Тема 9. Направленность и мотивы деятельности личности
- Тема 10. Воля
- Планы практических занятий по «общей психологии»
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Происхождение и развитие сознания человека
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Психологическая теория деятельности
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Ощущение. Восприятие.
- 4.1. Ощущение
- 4.1. Восприятие
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Память. Представление
- 5.1. Память
- 5.21.Представление
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Мышление
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Речь
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Внимание
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Эмоции
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Личность
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Способности
- Тема 12. Темперамент
- Тема 13. Характер
- Рекомендуемая литература
- Планы для самостоятельного изучения по «общей психологии»
- Тема 1. Психология в структуре современных наук
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Неосознаваемые психические процессы
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Воображение
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Адаптация человека и функциональное состояние организма
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Направленность и мотивы деятельности личности
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Воля
- Рекомендуемая литература
- Темы для рефератов по «общей психологии»
- Примерные вопросы к экзамену по «общей психологии»
- Содержание: