Примерные вопросы к экзамену по «общей психологии»
-
Краткая история психологических воззрений. Развитие психологии в структуре философии.
-
Становление психологии как самостоятельной науки. Основные направления зарубежной психологии: психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм, когнитивная и гуманистическая психология.
-
Сознание. Основные предпосылки и факторы возникновения сознания. Психологическая характеристика сознания.
-
Соотношение сознания и бессознательного. Понятие бессознательного в отечественной и зарубежной психологии.
-
Современная психология в системе наук. Понятие общей психологии. Структура современной психологии.
-
Понятие о методологии, методе, методике. Методы психологии. Общая характеристика. Классификация методов. Методы обработки данных психологических исследований.
-
Внимание: определение, физиологические механизмы, значение. Теории внимания (Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин)
-
Свойства внимания.
-
Виды внимания.
-
Человек, индивид, личность, индивидуальность. Зарубежные теории личности (К. Левин, К. Роджерс и др.). Структура личности.
-
Источники активности личности. Потребности, определение, виды.
-
Мотивы личности. Виды мотивов, их характеристика. Мотивационно-целевая сфера личности.
-
Понятие самосознания личности. Самооценка личности. Уровень притязаний личности.
-
Фрустрации личности.
-
Общая характеристика деятельности. Движения, действия, операции. Структура деятельности.
-
Интериоризация и экстериоризация в деятельности. Теория формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).
-
Умения, навыки, привычки. Выработка навыков.
-
Понятие ведущей деятельности, виды. Психологическая характеристика ведущих видов деятельности.
-
Ощущение: определение, физиологические основы. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений.
-
Закономерности ощущений: адаптация, синестезия, сенсибилизация, взаимодействие ощущений. Измерение чувствительности (пороги ощущений).
-
Восприятие: определение, физиологические основы, свойства. Роль моторных компонентов восприятия.
-
Восприятие пространства и времени.
-
Память: определение, физиологические основы. Значение памяти. Основные этапы истории изучения памяти.
-
Представления, их виды. Ассоциации представлений, их виды.
-
Запоминание, виды, физиологические механизмы.
-
Забывание, виды, физиологические механизмы.
-
Воспроизведение, виды, физиологические механизмы.
-
Виды памяти. Типы памяти. Индивидуальные различия памяти.
-
Мышление: определение, физиологические механизмы. Основные особенности мышления. Мышление как деятельность. Мышление и чувственное познание.
-
Основные мыслительные операции: анализ и др.
-
Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.
-
Понятие о языке и речи. Функции речи. Устная речь, формы, виды.
-
Письменная речь, формы, виды.
-
Внутренняя речь, особенности, происхождение. Эгоцентрическая речь.
-
Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические основы эмоций. Классификация чувств. Классификация эмоциональных состояний.
-
Понятие о воле и волевом действии. Функции воли. Физиологические основы воли.
-
Волевое действие: определение, виды, структура. Волевые качества личности, их формирование.
-
Темперамент. Психические свойства, характеризующие темперамент. Типы темперамента, психологическая характеристика.
-
Темперамент и тип в.н.д. Проблема изменчивости темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.
-
Понятие о характере. Социально-типическое и индивидуальное в характере. Из истории учений о характере.
-
Физиологические основы характера. Специально человеческие типы в.н.д.. Формирование характера.
-
Понятие о способностях. Способности и деятельность. Физиологические основы способности.
-
Качественная и количественная характеристика способностей. Проблема измерения способностей.
-
Виды способностей: общие, специальные. Развитие и формирование способностей.
-
Воображение: определение, физиологические основы. Значение воображения. Способы создания образов воображения.
-
Виды воображения. Мечта как особый вид воображения.
- Общая психология
- Печатается по решению редакционно-издательского совета коми государственного педагогического института от 2008 г.
- Введение
- Общая психология
- Тематика лекций по «Общей психологии»
- Тематика практических занятий по «Общей психологии»
- Список обязательной литературы
- Практикумы и задачники
- Словари
- Дополнительная литература
- Программа темы приктических занятий по «общей психологии»
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Тема 2. Происхождение и развитие сознания человека
- Тема 3 Психологическая теория деятельности
- Тема 4. Ощущение и восприятие.
- 4.1. Ощущение.
- 4. 2. Восприятие
- Тема 5. Представление и память.
- 5. 1. Представление
- 5. 2.Память
- Тема 6. Мышление
- Тема 7. Речь
- Тема 8. Внимание
- Тема 9. Эмоции
- Тема 10. Личность
- Тема 11. Способности
- Тема 12. Темперамент
- Тема 13. Характер
- Темы для самостоятельного изучения по «общей психологии»
- Тема 1. Психология в структуре современных наук
- Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции
- Тема 3. Неосознаваемые психические процессы
- Тема 4. Воображение
- Тема 5. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- Тема 6. Адаптация человека и функциональное состояние организма
- Тема 7. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- Тема 8. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
- Тема 9. Направленность и мотивы деятельности личности
- Тема 10. Воля
- Планы практических занятий по «общей психологии»
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Происхождение и развитие сознания человека
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Психологическая теория деятельности
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Ощущение. Восприятие.
- 4.1. Ощущение
- 4.1. Восприятие
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Память. Представление
- 5.1. Память
- 5.21.Представление
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Мышление
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Речь
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Внимание
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Эмоции
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Личность
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Способности
- Тема 12. Темперамент
- Тема 13. Характер
- Рекомендуемая литература
- Планы для самостоятельного изучения по «общей психологии»
- Тема 1. Психология в структуре современных наук
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Неосознаваемые психические процессы
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Воображение
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Адаптация человека и функциональное состояние организма
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Направленность и мотивы деятельности личности
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Воля
- Рекомендуемая литература
- Темы для рефератов по «общей психологии»
- Примерные вопросы к экзамену по «общей психологии»
- Содержание: