5. 2.Память
Определение и общая характеристика памяти. Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. История исследования процессов памяти. Понятие об ассоциациях. Труды Аристотеля. Ассоциативная психология Д. Юма, У. Джемса, Г. Спенсера. Проблема ассоциаций в трудах И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Экспериментальные исследования закономерностей проявления ассоциаций. Г. Эббинга-уз: значимость событий для ассоциаций, «эффект края», закон забывания. Проблема памяти в гештальтпсихологии. Квазипотребность. Проблемы памяти в исследованиях представителей бихевиоризма и психоанализа. Смысловая теория А. Бине и К. Бюлера. Проблема формирование высших форм памяти в исследованиях П. Жане и Л. С. Выготского. Физиологические основы памяти.
Основные виды памяти. Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.
Основные процессы и механизмы памяти. Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Понятие о мнемической деятельности. Осмысленное и механическое запоминание. Метод повторения. Целостный, частичный и комбинационный способы запоминания. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Связь процессов узнавания и воспроизведения с мышлением и волей. Основные формы забывания. «Уровни памяти». Закон забывания Эббингауза. Способы замедления процессов забывания. Явление реминисценции. Ошибочное узнавание как форма забывания. Исследования явления ретроактивного торможения в работах А. А. Смирнова. Понятие о ретроградной амнезии.
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. Различия в продуктивности заучивания. Исследования феноменальной памяти, проведенные А. Р. Лурией. Типы памяти. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Смешанные типы памяти. Зависимость типа памяти от особенностей воспитания. Основные периоды развития памяти. Первичные проявления памяти у младенца. Понятие о «скрытом периоде». Особенности развития памяти в школьные годы. Основные нарушения памяти. Амнезия. Прогрессирующая амнезия. Закон Рибо.
- Общая психология
- Печатается по решению редакционно-издательского совета коми государственного педагогического института от 2008 г.
- Введение
- Общая психология
- Тематика лекций по «Общей психологии»
- Тематика практических занятий по «Общей психологии»
- Список обязательной литературы
- Практикумы и задачники
- Словари
- Дополнительная литература
- Программа темы приктических занятий по «общей психологии»
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Тема 2. Происхождение и развитие сознания человека
- Тема 3 Психологическая теория деятельности
- Тема 4. Ощущение и восприятие.
- 4.1. Ощущение.
- 4. 2. Восприятие
- Тема 5. Представление и память.
- 5. 1. Представление
- 5. 2.Память
- Тема 6. Мышление
- Тема 7. Речь
- Тема 8. Внимание
- Тема 9. Эмоции
- Тема 10. Личность
- Тема 11. Способности
- Тема 12. Темперамент
- Тема 13. Характер
- Темы для самостоятельного изучения по «общей психологии»
- Тема 1. Психология в структуре современных наук
- Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции
- Тема 3. Неосознаваемые психические процессы
- Тема 4. Воображение
- Тема 5. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- Тема 6. Адаптация человека и функциональное состояние организма
- Тема 7. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- Тема 8. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
- Тема 9. Направленность и мотивы деятельности личности
- Тема 10. Воля
- Планы практических занятий по «общей психологии»
- Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Происхождение и развитие сознания человека
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Психологическая теория деятельности
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Ощущение. Восприятие.
- 4.1. Ощущение
- 4.1. Восприятие
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Память. Представление
- 5.1. Память
- 5.21.Представление
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Мышление
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Речь
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Внимание
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Эмоции
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Личность
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Способности
- Тема 12. Темперамент
- Тема 13. Характер
- Рекомендуемая литература
- Планы для самостоятельного изучения по «общей психологии»
- Тема 1. Психология в структуре современных наук
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Неосознаваемые психические процессы
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Воображение
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Адаптация человека и функциональное состояние организма
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Направленность и мотивы деятельности личности
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Воля
- Рекомендуемая литература
- Темы для рефератов по «общей психологии»
- Примерные вопросы к экзамену по «общей психологии»
- Содержание: