Проблема человека в неклассической философии.
Для неклассической философии характерно пристальное внимание к проблеме человека. Философская антропология на данном этапе становится одним из основных направлений философии.
Л Фейербах, основатель антропологического материализма, утверждал, что сущность человека заложена природой. Человек беззащитен перед ней и обществом, что толкает его к идее бога. В основе этики Фейербаха идея любви – преодоления эгоизма и страха, солидарность, обращение от бога к человеку. «Человек, человеку Бог».
Для антропологических взглядов К. Маркса характерны такие черты как: материализм и социоцентризм. В объяснении природы человека ведущая роль отводилась труду (К. Маркс) и речи (Ф. Энгельс). Человек не мыслился без общества, которое и определяет его сознание и мировоззрение. Так же философ сформулировал проблему отчуждения (несвободы и деградации) человека.
Представители иррационализма обратились к изучению уникальности внутреннего мира человека, непознаваемого рациональным путем. Сущность человека заключена в его неразумной воле – слепой неосознанной жизненной силе (А. Шопенгауэр). Человек на рубеже веков стремиться к переоценке ценностей, созданию своего мира субъективности. «Бог умер» (Ф. Ницше).
З. Фрейдом была разработана психоаналитическая трактовка сущности человека, основанная на анализе глубинных мотивов поведения субъекта (бессознательном). В последствие учение З. Фрейда (фрейдизм) было развито К. Юнгом и Э. Фроммом (неофрейдизм).
Экзистенциалисты (Ж. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер и др.) затронули вопросы познания человеком своего бытия, поиска истинного смысла жизни. Уникальность каждого человека заключается в иррациональном переживании. По мнению философов данного направления, только пережив пограничное (экзистенциальное) состояние между жизнью и смертью, субъекту открывается его истинное предназначение, если он не боится взглянуть «в лицо пропасти».
В 20-е года 20 века в Германии возникает направление, которое собственно имело название философская антропология (М. Шелер). Ее задачей было создание целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук – психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Основными вопросами для философии 20 века – начала 21 века остаются: проблема отчуждения человека (дефекта личности), антропологической катастрофы – гибели в человеке человеческого, смысла жизни, переоценки ценностей, системы «человек – мир вещей».
- Объект и предмет философии. Специфика философского знания.
- Понятие мировоззрения. Исторические формы мировоззрения.
- Генезис философии. Историческая динамика предмета философии.
- Структура философского знания. Функции и методы философии.
- Основные вопросы и направления философии.
- Онтология и ее предмет.
- Идеальное и материальное бытие. Структурная организация бытия.
- Понятие сознания.
- Гносеология, ее предмет. Познание как диалог субъекта и объекта.
- Проблема познания в истории философии.
- Философское понятие истины. Концепции истинности знания.
- Чувственное и рациональное познание.
- Научное познание. Формы вненаучного познания.
- Философское учение о человеке.
- Человек в философии Древнего Востока и античности.
- Философская антропология в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время и немецкой классической философии.
- Проблема человека в неклассической философии.
- Сущность и природа человека.
- Соотношение природного и социального в человеке.
- Индивид, индивидуальность, личность.
- Биологическая и мутационная концепции происхождения человека.
- Трудовая и игровая концепции антропогенеза.
- 24. Уфологическая концепция происхождения человека. Современный взгляд на антропосоциогенез.
- Категория материи. Пространственно-временная организация материи.
- 26. Диалектика, ее принципы и законы.