logo
философия

Проблема человека в неклассической философии.

Для неклассической философии характерно пристальное внимание к проблеме человека. Философская антропология на данном этапе становится одним из основных направлений философии.

Л Фейербах, основатель антропологического материализма, утверждал, что сущность человека заложена природой. Человек беззащитен перед ней и обществом, что толкает его к идее бога. В основе этики Фейербаха идея любви – преодоления эгоизма и страха, солидарность, обращение от бога к человеку. «Человек, человеку Бог».

Для антропологических взглядов К. Маркса характерны такие черты как: материализм и социоцентризм. В объяснении природы человека ведущая роль отводилась труду (К. Маркс) и речи (Ф. Энгельс). Человек не мыслился без общества, которое и определяет его сознание и мировоззрение. Так же философ сформулировал проблему отчуждения (несвободы и деградации) человека.

Представители иррационализма обратились к изучению уникальности внутреннего мира человека, непознаваемого рациональным путем. Сущность человека заключена в его неразумной воле – слепой неосознанной жизненной силе (А. Шопенгауэр). Человек на рубеже веков стремиться к переоценке ценностей, созданию своего мира субъективности. «Бог умер» (Ф. Ницше).

З. Фрейдом была разработана психоаналитическая трактовка сущности человека, основанная на анализе глубинных мотивов поведения субъекта (бессознательном). В последствие учение З. Фрейда (фрейдизм) было развито К. Юнгом и Э. Фроммом (неофрейдизм).

Экзистенциалисты (Ж. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер и др.) затронули вопросы познания человеком своего бытия, поиска истинного смысла жизни. Уникальность каждого человека заключается в иррациональном переживании. По мнению философов данного направления, только пережив пограничное (экзистенциальное) состояние между жизнью и смертью, субъекту открывается его истинное предназначение, если он не боится взглянуть «в лицо пропасти».

В 20-е года 20 века в Германии возникает направление, которое собственно имело название философская антропология (М. Шелер). Ее задачей было создание целостного учения о человеке путем использования и истолкования данных различных наук – психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Основными вопросами для философии 20 века – начала 21 века остаются: проблема отчуждения человека (дефекта личности), антропологической катастрофы – гибели в человеке человеческого, смысла жизни, переоценки ценностей, системы «человек – мир вещей».