Философская антропология в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время и немецкой классической философии.
В средневековой философии человек мыслится только как «тварь божья», т.е. существо сотворенное богом. Человек занимает строгое место в иерархии всего сущего. Он находится выше, чем животные, но ниже чем ангелы и Бог. В природе человека четко выделены два начала: душа – дана богом, животворная сила, энергия; тело – порождение природы, греховно. По выражению Ф. Аквинского: тело – «лошадь», а душа – «наездник». Проблема свободы человека мыслилась средневековыми философами через понятие воли. Божественная воля абсолютна и только ей должен следовать человек. Воля человека подчинена воли бога, диктуется духовным началом (душой). Человек часто отступает от воли бога, следуя греховным желаниям тела и от этого в мире все зло. Античный фатализм получает свое развитие в идее провиденциализма – подчинения человека заранее предусмотренному божественному плану спасения. Поэтому единственный смысл жизни – нести свой крест.
В философии Возрождения основу мировоззрения формирует антропоцентризм – философское учение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Человек становится предметом культа. Он мыслиться как творец, чьи силы и возможности не ограничены (гуманизм). Поэтому человек становиться на одну ступень с богом.
В Новое время человек рассматривается в первую очередь как существо разумное. Познавательная деятельность – основная сущностная черта. «Мыслю, значит, существую» (Р. Декарт). В вопросе природы человека ученые и философы все чаще обращаются к идее естественного эволюционного развития. Мыслители эпохи Просвещения рассматривали человека как образованную свободную личность (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж-ж. Руссо и др.). Именно с ней философы связывали надежды на установленные лучшего социального порядка.
Для немецкой классической философии характерен деятельностный, исторический подход к человеку. В силу свободы воли он существо исключительно духовное и нравственное. И. Кант сформулировал моральный закон, названный им категорическим императивом – поступай так, чтобы человечество в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось как цель, но не как средство. Моральный закон естественен, следует из наличия у субъекта разумной воли. Человек – творец истории и мира культуры. История общества – становление свободы человеческого рода посредством духовного развития и деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние подлинной человечности. (Г. Гегель).
-
Содержание
- Объект и предмет философии. Специфика философского знания.
- Понятие мировоззрения. Исторические формы мировоззрения.
- Генезис философии. Историческая динамика предмета философии.
- Структура философского знания. Функции и методы философии.
- Основные вопросы и направления философии.
- Онтология и ее предмет.
- Идеальное и материальное бытие. Структурная организация бытия.
- Понятие сознания.
- Гносеология, ее предмет. Познание как диалог субъекта и объекта.
- Проблема познания в истории философии.
- Философское понятие истины. Концепции истинности знания.
- Чувственное и рациональное познание.
- Научное познание. Формы вненаучного познания.
- Философское учение о человеке.
- Человек в философии Древнего Востока и античности.
- Философская антропология в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время и немецкой классической философии.
- Проблема человека в неклассической философии.
- Сущность и природа человека.
- Соотношение природного и социального в человеке.
- Индивид, индивидуальность, личность.
- Биологическая и мутационная концепции происхождения человека.
- Трудовая и игровая концепции антропогенеза.
- 24. Уфологическая концепция происхождения человека. Современный взгляд на антропосоциогенез.
- Категория материи. Пространственно-временная организация материи.
- 26. Диалектика, ее принципы и законы.