Дуан Шульц Синдия Шульц История современной психологии Предисловие
Эта книга посвящена истории современной психологии — с конца XIX столетия, когда психология стала самостоятельной, независимой дисциплиной, и до наших дней. Не игнорируя ранние философские школы мышления, мы сосредоточились на том, что непосредственно связано со становлением психологии как новой, отличной от других, области исследования. Мы представляем именно историю современной психологии, а не психологию и философию, которые ей предшествовали.
История психологии изложена здесь как история великих идей и научных школ мышления. С 1879 года, формально положившего начало данной научной области, психологии давали самые разные определения — в зависимости от того, какие веяния господствовали в то время в научной сфере. Более всего нас интересуют та последовательность идей, которая и определила предмет изучения психологии, ее методы и цели.
Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное. Этот контекст включает нс только интеллектуальный <дух времени> (Zeitgeist), но и социальные, политические и экономические факторы.
Хотя книга составлена с учетом позиций научных школ, оказавших заметное влияние на развитие психологии, мы понимаем, что любые определения, идеи и подходы есть результат деятельности конкретных людей — ученых и исследователей. Люди, а не какие — то абстрактные силы, пишут статьи, проводят исследования, готовят научные доклады и передают свои знания новому поколению психологов. Развитие и распространение того или иного направления в психологии становится возможным благодаря самоотверженному труду этих людей. Мы повествуем о жизни выдающихся деятелей психологии, которые стояли у истоков науки, не забывая при этом, что на их работу влияла не только эпоха, но и особенности личного жизненного опыта.
Каждое направление в психологии рассматривается с точки зрения его связи с предшествующими и последующими научными идеями и открытиями. Мы поговорим о том, как развивались психологические школы — благодаря или вопреки сложившемуся порядку, и как формировались точки зрения, которые в конечном итоге привели к коренным изменениям в научных взглядах. Оглянувшись в прошлое, мы можем обнаружить некую модель, преемственность развития.
В ходе подготовки шестого издания этого учебника — почти через 30 лет после выпуска первого — мы многое добавили, многое вычеркнули и переработали, что само по себе является ярким доказательством динамического характера истории психологии. Она не находится в завершенном состоянии, а постоянно развивается. Идет напряженная академическая работа, появляются новые переводы, переоценивается роль значительных для истории психологии фигур, анализируются возникающие проблемы, методы и теории.
Существенным дополнением к книге стала глава о проблемах пола и расы в истории психологии. Мы рассмотрим силы, которые ограничивали возможности женщин и представителей этнических меньшинств получить высшее образование в области психологии и работу по специальности. Также мы расскажем о так называемой <политике идентичности> — то есть об усилиях, направленных на искоренение дискриминации в области психологии. На протяжении всей книги упоминаются имена женщин — психологов и темнокожих ученых, внесших неоспоримый вклад в науку.
Еще одной особенностью этого издания является включение новых тем и дополнительного материала, касающегося личной жизни видных психологов, — он иллюстрирует воздействие их жизненного опыта на последующее развитие ими идей.
Концепция машины как метафоры человеческих функций расширена: в нее вошли не только часы и автоматы, но и примеры из медицины и техники. Вычислительная машина Бэббиджа рассматривается как предтеча современного компьютера и первая попытка скопировать познавательные процессы человека: проводится параллель между концепцией эволюции и развитием машин.
Главу, посвященную когнитивной психологии, мы дополнили обсуждением метода интроспекции, а также рассказом о том, как психологи вернулись к изучению когнитивного подсознания и сознания животных.
Материалы первоисточников, касающиеся структурализма, функционализма и бихевиоризма, существенно отредактированы с целью сделать их более доступными современному читателю. Статья о гештальт — психологии заменена отрывком из книги Келера <Интеллект человекообразных обезьян> (fnielligenzprufungenan an Menschenaffen), где описаны эксперименты, в которых животные решают проблемы, используя специальные приспособления. Статья о психоанализе взята из первой лекции Фрейда, прочитанной им в 1909 году перед американской аудиторией в университете Кларка (в новом переводе Саула Розенцвейга). Во всех этих материалах представлен оригинальный текст изложения уникальных научных методов — таким образом, мы получаем возможность узнать, что же изучали поколения студентов — психологов в прошлом.
Новое издание дополнено фотографиями, таблицами и рисунками. Каждая глава содержит план, резюме, вопросы для обсуждения и снабженный аннотациями список рекомендуемой литературы. Определение выделенных в тексте важных терминов дается на полях. Обстоятельные примечания и указатели подготовлены Элиссой М. Льюис.
Хочется поблагодарить многих преподавателей и студентов за их ценные предложения. Книгу несомненно обогатили строгие и проницательные замечания выдающегося историка психологии Льюди Т. Бенджамина, Мл. из А & М университета, штат Техас. Мы выражаем признательность и другим рецензентам нового издания: Джеральду С. Клэку, Южный университет, Новый Орлеан; Стивену P. Коулману, Кливлендский университет; Кэтрин В. Хикман, Стивенсу Колледжу, Колумбия, Миссури; Элиссе М. Льюис, Юго — Западный университет, Миссури; В. Скотту Тэрри. университет Северной Каролины в г. Шарлотте.
Редактор издательства «Harcourt Brace» Кэри Гэллоуэй всегда поддерживала нас и вселяла энтузиазм, ее профессионализм стал серьезным подспорьем в совершенствовании наших идей. Старший редактор проекта Анжела Вильяме обеспечила связи с производственными подразделениями и оказывала всяческую поддержку в течение всего
времени работы над книгой, каждая страница которой — свидетельство ее компетентности и научного педантизма.
Авторы
Посвящается Руссу Наззаро,
Который однажды давным — давно
Спросил у нового ассистента профессора:
«А как бы вам хотелось преподавать историю психологии?»
- Дуан Шульц Синдия Шульц История современной психологии Предисловие
- Глава 1 Изучение истории психологии Развитие современной психологии
- Влияние прошлого на настоящее
- Исторические сведения: реконструкция прошлого
- Утраченные или искаженные данные
- Ошибки при переводе
- Собственные интересы действующих лиц истории
- Контекстные факторы в психологии
- Экономический фактор
- Фактор войны
- Предрассудки
- Персоналистические и натуралистические концепции истории науки
- Персоналистическая теория
- Натуралистическая теория
- Психологические школы
- План книги
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 2 Влияние философии на психологию Дух механицизма
- Часовой механизм Вселенной
- Детерминизм и редукционизм
- Автоматы
- Механическая вычислительная машина
- Становление современной науки
- Рене Декарт (1596–1650)
- Природа тела
- Взаимодействие души и тела
- Учение об идеях
- Эмпиризм и ассоцианизм: знание и опыт
- Джон Локк (1632–1704)
- Джордж Беркли (1686–1753)
- Давид Юм (1711–1776)
- Давид Гартли (1705–1757)
- Джемс Милль (1773–1836)
- Джон Стюарт Милль (1806–1873)
- Вклад эмпиризма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуема литература
- Глава 3 Влияние физиологии на психологию Роль наблюдателя
- Достижения ранней физиологии
- Исследование функций мозга
- Исследования нервной системы
- Истоки экспериментальной психологии
- Почему Германия?
- Герман фон Гельмгольц (1821–1894)
- Страницы жизни
- Нервные импульсы, зрение и слух: исследования Гельмгольца
- Эрнст Вебер (1795–1878)
- Двухточечный порог
- Точно определяемое различие
- Густав Теодор Фехнер (1801–1887)
- Страницы жизни
- Мысль и тело: количественная оценка взаимосвязи
- Методы психофизики
- Общие основы психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 4 Новая психология Искажение фактов
- Вильгельм Вундт (1832–1920)
- Страницы жизни
- Годы в Лейпциге
- Культурно — историческая психология
- Исследования опыта сознания
- Метод интроспекции
- Элементы опыта сознания
- Организация элементов сознательного опыта
- Лейпцигская лаборатория: темы исследования
- Комментарии
- Другие направления развития немецкой психологии
- Герман Эббингауз (1850–1909)
- Исследования с бессмысленными слогами
- Другие исследования Эббингауза
- Георг Элиас Мюллер (1850–1934)
- Франц Брентано (1838–1917)
- Карл Штумпф (1848–1936)
- Освальд Кюльпе (1862–1915) и вюрцбургская школа психологии
- Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта
- Научные исследования в вюрцбургской лаборатории
- Комментарии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 Структурализм Введение
- Эдуард Брадфорд Титченер (1867–1927)
- Страницы жизни
- Система взглядов: содержание сознательного опыта
- Интроспекция
- Элементы сознания
- Первоисточники по истории структурализма: из «Учебника психологии» э. Б. Титченера
- Критика структурализма
- Критика интроспекции
- Другие объекты критики системы Титченера
- Вклад структурализма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 6 Функционализм: предшествующее влияние Протест функционализма
- Предшественники функционализма
- Переворот в естествознании: Чарльз Дарвин (1809–1882)
- Страницы жизни
- «О происхождении видов» и другие работы
- Эволюция механизмов
- Влияние Дарвина на развитие психологии
- Индивидуальные различия: Френсис Гальтон (1822–1911)
- Страницы жизни
- Психическая наследственность
- Статистические методы
- Тесты умственных способностей
- Ассоциация идей
- Психические образы
- Другие исследования
- Комментарии
- Зоопсихология и развитие функционализма
- Изучение интеллекта животных
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 Функционализм: возникновение и развитие Только в Америке
- Герберт Спенсер (1820–1903) и синтетическая философия
- Социальный дарвинизм
- Вильям Джемс (1842–1910): предтеча функциональной психологии
- Страницы жизни
- Принципы психологии
- Предмет изучения психологии: новый взгляд на сознание
- Методы психологии
- Теория эмоций
- Комментарии
- Возникновение функционализма
- Чикагская школа
- Джон Дьюи (1859–1952)
- Рефлекторная дуга
- Джеймс Роулэнд Энджелл (1869–1949)
- Сфера функциональной психологии
- Комментарии
- Гарвей а. Кэрр (1873–1954)
- Функционализм: заключительная форма
- Первоисточники по истории функционализма: из книги Гарвея а. Кэрра «Психология»
- Функционализм в Колумбийском университете
- Роберт Вудвортс (1869–1962)
- Динамическая психология
- Критика функционализма
- Вклад функционализма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 8 Наследие функционализма: прикладная психология Развитие психологии в Соединенных Штатах
- Прикладная психология и экономическая ситуация
- Гренвилл Стэнли Холл (1844–1924)
- Страницы жизни
- Эволюция как основа человеческого развития
- Комментарии
- Джеймс МакКин Кеттел (1860–1944)
- Страницы жизни
- Тесты умственных способностей
- Комментарии
- Методы тестирования Альфред Бине (1857–1911)
- Влияние первой мировой войны
- Метафоры из области медицины и техники
- Расовые проблемы
- Лайтнер Уитмер (1867–1956)
- Страницы жизни
- Психологическая клиника
- Комментарии
- Движение клинической психологии
- Уолтер Дилл Скотт (1869–1955)
- Страницы жизни
- Реклама
- Подбор персонала
- Комментарии
- Развитие индустриальной/организационной психологии Влияние мировых войн
- Исследования в Хоторне и организационные факторы
- Хьюго Мюнстерберг (1863–1916)
- Страницы жизни
- Судебная психология
- Клиническая психология
- Индустриальная психология
- Комментарии
- Прикладная психология в Соединенных Штатах
- Комментарии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 9 Бихевиоризм: предшествующее влияние Наука о поведении
- Влияние зоопсихологии на бихевиоризм
- Заметки о Жаке Лебе
- Крысы, муравьи и разум животных
- Самая умная лошадь Ганс
- Эдвард Ли Торндайк (1874–1949)
- Страницы жизни
- Коннекционизм
- Проблемный ящик
- Законы научения
- Комментарии
- Иван Петрович Павлов (1849–1936)
- Страницы жизни
- Условные рефлексы
- Исследования условных рефлексов
- Заметки о е. Б. Твитмайере
- Комментарии
- Владимир м. Бехтерев (1857–1927)
- Сочетательные рефлексы
- Комментарии
- Влияние функциональной психологии на бихевиоризм
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 Бихевиоризм: истоки Джон б. Уотсон (1878–1958)
- Страницы жизни
- Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона б. Уотсона
- Реакция на программу Уотсона
- Методы бихевиоризма
- Предмет изучения бихевиоризма
- Инстинкты
- Альберт, Питер и Кролик
- Процесс мышления
- Популярность и привлекательность бихевиоризма
- Прорыв в психологии
- Эдвин б. Холт (1873–1946) и Карл Лешли (1890–1958)
- Критика бихевиоризма Уотсона
- Вклад бихевиоризма Уотсона в развитие психологии
- Рекомендуемая литература
- Глава 11 Бихевиоризм: после основания Необихевиоризм
- Операционизм
- Эдвард Чейс Толмен (1886–1959)
- Целенаправленный бихевиоризм
- Промежуточные переменные
- Теория научения
- Комментарии
- Эдвин Рэй Гатри (1886–1959)
- Обучение с одной попытки
- Комментарии
- Кларк Леонард Халл (1884–1952)
- Страницы жизни
- Дух механицизма
- Объективная методология и количественная оценка
- Побуждения
- Научение
- Комментарии
- Б. Ф. Скиннер (1904–1990)
- Страницы жизни
- Бихевиоризм Скиннера
- Вербальное поведение
- Воздушная колыбель и обучающие машины
- Уолден Два — Общество бихевиористов
- Модификация поведения
- Критика бихевиоризма Скиннера
- Значение бихевиоризма Скиннера
- Теория социального научения: когнитивный вызов
- Альберт Бандура (1925-)
- Социальная когнитивная теория
- Эффективность личности
- Модификация поведения
- Комментарии
- Джулиан Роттер (1916-)
- Когнитивные процессы
- Локус контроля
- Комментарии
- Судьба бихевиоризма
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 12 Гештальт — психология Целое не всегда равно сумме его частей
- Предшествующие влияния
- Изменение «духа времени» в физике
- Фи — феномен
- Макс Вертхеймер (1880–1943)
- Курт Коффка (1886–1941)
- Вольфганг Келер (1887–1967)
- Природа научного переворота
- Гештальт — принципы организации восприятия
- Гештальт — исследования проблем научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
- Первоисточники по истории гештальт — психологии: из книги Вольфганга Келера «Интеллект человекообразных обезьян»
- Комментарии
- Продуктивное мышление человека
- Изоморфизм
- Распространение гештальт — психологии
- Борьба с бихевиоризмом
- Теория поля: Курт Левин (1890–1947)
- Страницы жизни
- Годологическое пространство
- Мотивация
- Социальная психология
- Комментарии
- Критика гештальт — психологии
- Вклад гештальтизма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 13 Психоанализ: истоки Место психоанализа в истории психологии
- Предшествующие влияния
- Теории бессознательного мышления
- Исследования по психопатологии
- Учение Чарльза Дарвина
- Прочие влияния
- Зигмунд Фрейд (1856–1939) и развитие психоанализа
- Случай Анны о.
- Секс и метод свободных ассоциаций
- Разрыв с Брейером
- Полемика о детских психосексуальных травмах
- Самоанализ и толкование сновидений
- Признание, но разлад в своем стане
- Последние годы жизни
- Первоисточники по истории психоанализа: из первой лекции Фрейда в университете Кларка, 9 сентября 1909 года
- Психоанализ как метод лечения
- Без стремления помогать
- Исследовательский метод Фрейда
- Психоанализ как теория личности
- Инстинкты
- Сознательные и бессознательные аспекты личности
- Тревога
- Психосексуальные стадии развития личности
- Механицизм и детерминизм фрейдовской системы
- Взаимоотношения психоанализа и психологии
- Критика психоанализа
- Научные подтверждения психоанализа
- Вклад психоанализа в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 14 Психоанализ: «отступники» и «наследники» Дальнейшая история психоанализа
- Неофрейдизм и психология личности
- Анна Фрейд (1895–1982)
- Страницы жизни
- Вклад в развитие психоанализа
- Комментарии
- Карл Юнг (1875–1961)
- Страницы жизни
- Аналитическая психология
- Коллективное бессознательное
- Архетипы
- Интраверты и экстраверты
- Психологические типы
- Словесно — ассоциативный тест
- Комментарии
- Социально — психологические теории и «дух времени»
- Альфред Адлер (1870–1937)
- Страницы жизни
- Индивидуальная психология
- Чувство неполноценности
- Стиль жизни
- Творческая сила «я»
- Порядок рождения
- Комментарии
- Карен Хорни (1885–1952)
- Страницы жизни
- Разногласия с Фрейдом
- Базальная тревожность
- Невротические потребности
- Идеализированная самооценка
- Комментарии
- Наследники
- Гордон Олпорт (1897–1967)
- Страницы жизни
- Личность и мотивация
- Комментарии
- Генри Мюррей (1893–1988)
- Страницы жизни
- Персонология
- Тематический апперцептивный тест
- Комментарии
- Эрик Эриксон (1902–1994)
- Страницы жизни
- Психосоциальные стадии развития
- Кризис идентичности
- Различия в психологии мужчины и женщины
- Комментарии
- Современное состояние психоаналитических традиций
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 15 Гуманистическая и когнитивная психология Психологические школы в исторической перспективе
- Гуманистическая психология: третья сила
- Истоки гуманистической психологии
- Природа гуманистической психологии
- Абрахам Маслоу (1908–1970)
- Страницы жизни
- Самоактуализация
- Комментарии
- Карл Роджерс (1902–1987)
- Страницы жизни
- Самоактуализация
- Комментарии
- Гуманистическая психотерапия
- Судьба гуманистической психологии
- Когнитивное движение в психологии
- Истоки когнитивной психологии
- Изменение «духа времени» в физике
- Становление когнитивной психологии
- Джордж Миллер (1920-)
- Центр когнитивных исследований
- Ульрик Найссер (1928-)
- Компьютерная метафора
- Природа когнитивной психологии
- Роль интроспекции
- Бессознательное познание
- Познавательные процессы у животных
- Комментарии
- Итоговые замечания
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 16 Проблемы пола и расы в истории психологии Спорные проблемы в современной психологии
- Политика идентичности
- Гипотеза вариабельности и миф о мужском превосходстве
- Женщины в прикладной психологии
- Женская психология
- Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947)
- Лета Стеттер Холлингворт (1886–1939)
- Путь к равноправию
- Афро — американцы в истории психологии
- Психология афро — американцев
- Френсис Сесил Самнер (1895–1954)
- Кеннет б. Кларк (1914-) и Мами Фиппс Кларк (1917–1983)
- Путь к мультикультурной психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Послесловие научного редактора русского издания