Комментарии
По мере того, как когнитивное движение в экспериментальной психологии, гуманистическая психология и постфрейдовский психоанализ вводят проблему сознания в научный обиход, она вновь, как и сто лет назад, выходит на первый план в современной психологии. Проанализировав 95 ежегодных выступлений президентов Американской психологической ассоциации, Гибсон пришел к выводу, что предмет психологии описал своего рода круг — «от власти субъективности к безраздельному господству объективных явлений и вновь к признанию субъективных феноменов» (Gibson. 1993. P. 43). Можно сказать, что сознание одержало в этой борьбе решительную и серьезную победу.
В целом когнитивное движение можно оценить как успешное. В начале 70–х годов оно привлекло к себе столько сторонников, что возникла потребность в специальных научных журналах этого направления. За каких — нибудь десять лет появилось шесть журналов: «Когнитивная психология» (Cognitive Psychology. 1970 г.), «Познание» (Cognition. 1971 г.), «Память и познание» (Memory and Cognition.'83 г.),»Журнал мысленных образов» (Journal of Menial imagery. 1977 г.), «Когнитивная терапия и исследования» (Cognitive Therapy and Research, 1977 г.), «Когнитивная наука» (Cognitive 5cience, 1977 г.).
Джером Брунер определил когнитивную психологию как «революцию, всю глубину которой мы еще не в состоянии оценить» (Bruner.1983. P. 274). Ее влияние простирается на большинство основных разделов психологии, а базовые идеи когнитивного движения восприняты психологами по всей Европе, и даже в России. Можно сказать, что это движение вышло за пределы психологии в своих попытках консолидировать целый ряд дисциплин в единую теорию познания в самом широком ее смысле.
Это новое направление, получившее название когнитивной науки, представляет собой объединение самых разнообразных отраслей знания. Сюда входят: когнитивная психология, лингвистика, антропология, философия, компьютерные науки, программы создания искусственного интеллекта, а также ряд наук о закономерностях нервной деятельности. Хотя еще Джордж Миллер задавался вопросом, насколько прочным и целостным может быть объединение столь различных по своему характеру и задачам дисциплин (он предлагал называть этот комплекс во множественном числе — когнитивные науки), все же нельзя отрицать существование и стремительный рост этого мультидисциплинарного подхода. Различные лаборатории и институты когнитивных исследований начали возникать при университетах, как грибы после дождя, по всей территории Соединенных Штатов. Некоторые факультеты психологии даже сменили свое название на факультеты когнитивных наук. Вполне вероятно, что в следующем столетии когнитивный подход станет доминирующим, и не только в области психологии, но и в ряде других дисциплин.
Однако никакая революция, даже самая успешная, не обходится без своих критиков. Большинство бихевиористов скиннеровского толка высказались против когнитивной психологии (Skinner. 1987Ь, 1989). Даже те из них, кто сам принимал критику по поводу ограниченности бихевиористского подхода, все же отмечают значительные расхождения в стане самой когнитивной психологии. Среди когнитивных психологов нет единства относительно трактовки большинства основных понятий, нет единодушия даже в том, какие понятия считать действительно важными, а какие — нет. Велика путаница и разногласия в терминологии и определениях. «Даже сегодня, спустя двадцать лет после того, как началась когнитивная революция, отмечая собою поворотный пункт в истории науки, у нас все еще нет единого мнения относительно ее природы и источников, ее движущих сил, а также ее значения для будущего науки» (Sperry. 1993. P. 880).
Ряд исследователей упрекает когнитивную психологию в явной переоценке роли и значения когнитивных факторов в ущерб другим факторам, таким как мотивация и эмоции. Объем научных публикаций по проблемам мотивации и эмоций от года к году сокращается, а их место занимают публикации, посвященные когнитивным факторам. А в результате, по мнению Ульрика Найссера, происходит сужение проблемного поля науки, обеднение научного творчества. Найссер по этому поводу высказывается следующим образом: «Мышление человека включает в себя страсть и эмоции, человек всегда действует под влиянием множественных мотивов. Компьютерные программы, напротив, …неподвластны эмоциям, маниакально прямолинейны и целеустремленны» (цит. по: Goleman. 1983. P. 57). Тем самым создается возможность того, что когнитивная психология так же замкнется на процессах мышления, как в свое время бихевиоризм — на поведенческих актах.
Третьи критики отмечают, что прогресс когнитивной психологии носит, скорее, иллюзорный, нежели реальный характер. Многие психологи просто усвоили новый термин, ничего существенно не поменяв в теоретическом фундаменте своих исследований. Б. Ф. Скиннер по этому поводу замечает, что просто «стало модным вставлять словечко «когнитивная», где только можно» (Skinner. 1983Ь. Р. 194). С такой оценкой во многом согласен и Джордж Миллер:
Происходит, собственно, следующее: многие экспериментальные психологи, занимающиеся проблемами научения, восприятия и мышления у человека, стали называть себя когнитивными психологами. При этом совершенно не изменились ни стиль мышления, ни их методы работы: как будто они вдруг открыли для себя. что всю жизнь только и делали, что занимались именно когнитивной психологией. А потому наши действительные достижения могут оказаться куда более скромными, чем это может показаться. (Цит по: Bruner. 1983. Р. 126.)
В справедливости столь жесткой оценки нас может убедить и анализ индекса цитирования ведущих журналов по когнитивной психологии, бихевиоризму и психоанализу за период с 1979 по 1988 год. Если бы когнитивная психология действительно заняла место двух других подходов, то можно было бы ожидать сокращения индекса цитирования журналов этих направлений. Однако в действительности такого сокращения не наблюдалось (Friman, Alien, Kerwin & Larzelere. 1993).
Индекс цитирования, действительно, был самым высоким у журналов когнитивного направления. Только у него наблюдалась и статистически значимая тенденция к повышению. В то же время не удалось зафиксировать и сколько — нибудь значительной тенденции к снижению уровня цитируемости у журналов бихевиористского направления. Индекс цитируемости психоаналитических журналов, хотя и был ниже, чем у бихевиористских изданий, так же испытал весьма незначительное снижение. Эти данные свидетельствуют о том, что, даже если когнитивный подход и доминирует в современной психологической мысли, остальные два направления в целом не сдают своих позиций. «Непрекращающиеся заявления о том, что [когнитивная] революция свершилась, отражают, скорее, неумеренный энтузиазм представителей этого направления, чем действительное положение дел… Сообщения о смерти бихевиоризма и психоанализа в целом оказались сильно преувеличенными» (Friman, Alien, Kerwin & Larzelere. 1993. P. 662, 664).
Когнитивная психология далека от завершения. Это направление еще находится в стадии развития, а потому окончательно судить об уровне его достижений и влияния еще рано. Когнитивная психология обладает всеми атрибутами и внешними признаками научной школы: у нее есть свои журналы, лаборатории, научные конференции, свой собственный язык и убеждения, а также ревностные последователи. Можно даже говорить о своего рода когнитивизме, по аналогии с функционализмом и бихевиоризмом. С когнитивной психологией произошло то же, что в свое время случилось и с другими психологическими школами — она стала частью основного русла психологической мысли. Таков естественный результат всех успешных научных революций.
- Дуан Шульц Синдия Шульц История современной психологии Предисловие
- Глава 1 Изучение истории психологии Развитие современной психологии
- Влияние прошлого на настоящее
- Исторические сведения: реконструкция прошлого
- Утраченные или искаженные данные
- Ошибки при переводе
- Собственные интересы действующих лиц истории
- Контекстные факторы в психологии
- Экономический фактор
- Фактор войны
- Предрассудки
- Персоналистические и натуралистические концепции истории науки
- Персоналистическая теория
- Натуралистическая теория
- Психологические школы
- План книги
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 2 Влияние философии на психологию Дух механицизма
- Часовой механизм Вселенной
- Детерминизм и редукционизм
- Автоматы
- Механическая вычислительная машина
- Становление современной науки
- Рене Декарт (1596–1650)
- Природа тела
- Взаимодействие души и тела
- Учение об идеях
- Эмпиризм и ассоцианизм: знание и опыт
- Джон Локк (1632–1704)
- Джордж Беркли (1686–1753)
- Давид Юм (1711–1776)
- Давид Гартли (1705–1757)
- Джемс Милль (1773–1836)
- Джон Стюарт Милль (1806–1873)
- Вклад эмпиризма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуема литература
- Глава 3 Влияние физиологии на психологию Роль наблюдателя
- Достижения ранней физиологии
- Исследование функций мозга
- Исследования нервной системы
- Истоки экспериментальной психологии
- Почему Германия?
- Герман фон Гельмгольц (1821–1894)
- Страницы жизни
- Нервные импульсы, зрение и слух: исследования Гельмгольца
- Эрнст Вебер (1795–1878)
- Двухточечный порог
- Точно определяемое различие
- Густав Теодор Фехнер (1801–1887)
- Страницы жизни
- Мысль и тело: количественная оценка взаимосвязи
- Методы психофизики
- Общие основы психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 4 Новая психология Искажение фактов
- Вильгельм Вундт (1832–1920)
- Страницы жизни
- Годы в Лейпциге
- Культурно — историческая психология
- Исследования опыта сознания
- Метод интроспекции
- Элементы опыта сознания
- Организация элементов сознательного опыта
- Лейпцигская лаборатория: темы исследования
- Комментарии
- Другие направления развития немецкой психологии
- Герман Эббингауз (1850–1909)
- Исследования с бессмысленными слогами
- Другие исследования Эббингауза
- Георг Элиас Мюллер (1850–1934)
- Франц Брентано (1838–1917)
- Карл Штумпф (1848–1936)
- Освальд Кюльпе (1862–1915) и вюрцбургская школа психологии
- Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта
- Научные исследования в вюрцбургской лаборатории
- Комментарии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 Структурализм Введение
- Эдуард Брадфорд Титченер (1867–1927)
- Страницы жизни
- Система взглядов: содержание сознательного опыта
- Интроспекция
- Элементы сознания
- Первоисточники по истории структурализма: из «Учебника психологии» э. Б. Титченера
- Критика структурализма
- Критика интроспекции
- Другие объекты критики системы Титченера
- Вклад структурализма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 6 Функционализм: предшествующее влияние Протест функционализма
- Предшественники функционализма
- Переворот в естествознании: Чарльз Дарвин (1809–1882)
- Страницы жизни
- «О происхождении видов» и другие работы
- Эволюция механизмов
- Влияние Дарвина на развитие психологии
- Индивидуальные различия: Френсис Гальтон (1822–1911)
- Страницы жизни
- Психическая наследственность
- Статистические методы
- Тесты умственных способностей
- Ассоциация идей
- Психические образы
- Другие исследования
- Комментарии
- Зоопсихология и развитие функционализма
- Изучение интеллекта животных
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 Функционализм: возникновение и развитие Только в Америке
- Герберт Спенсер (1820–1903) и синтетическая философия
- Социальный дарвинизм
- Вильям Джемс (1842–1910): предтеча функциональной психологии
- Страницы жизни
- Принципы психологии
- Предмет изучения психологии: новый взгляд на сознание
- Методы психологии
- Теория эмоций
- Комментарии
- Возникновение функционализма
- Чикагская школа
- Джон Дьюи (1859–1952)
- Рефлекторная дуга
- Джеймс Роулэнд Энджелл (1869–1949)
- Сфера функциональной психологии
- Комментарии
- Гарвей а. Кэрр (1873–1954)
- Функционализм: заключительная форма
- Первоисточники по истории функционализма: из книги Гарвея а. Кэрра «Психология»
- Функционализм в Колумбийском университете
- Роберт Вудвортс (1869–1962)
- Динамическая психология
- Критика функционализма
- Вклад функционализма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 8 Наследие функционализма: прикладная психология Развитие психологии в Соединенных Штатах
- Прикладная психология и экономическая ситуация
- Гренвилл Стэнли Холл (1844–1924)
- Страницы жизни
- Эволюция как основа человеческого развития
- Комментарии
- Джеймс МакКин Кеттел (1860–1944)
- Страницы жизни
- Тесты умственных способностей
- Комментарии
- Методы тестирования Альфред Бине (1857–1911)
- Влияние первой мировой войны
- Метафоры из области медицины и техники
- Расовые проблемы
- Лайтнер Уитмер (1867–1956)
- Страницы жизни
- Психологическая клиника
- Комментарии
- Движение клинической психологии
- Уолтер Дилл Скотт (1869–1955)
- Страницы жизни
- Реклама
- Подбор персонала
- Комментарии
- Развитие индустриальной/организационной психологии Влияние мировых войн
- Исследования в Хоторне и организационные факторы
- Хьюго Мюнстерберг (1863–1916)
- Страницы жизни
- Судебная психология
- Клиническая психология
- Индустриальная психология
- Комментарии
- Прикладная психология в Соединенных Штатах
- Комментарии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 9 Бихевиоризм: предшествующее влияние Наука о поведении
- Влияние зоопсихологии на бихевиоризм
- Заметки о Жаке Лебе
- Крысы, муравьи и разум животных
- Самая умная лошадь Ганс
- Эдвард Ли Торндайк (1874–1949)
- Страницы жизни
- Коннекционизм
- Проблемный ящик
- Законы научения
- Комментарии
- Иван Петрович Павлов (1849–1936)
- Страницы жизни
- Условные рефлексы
- Исследования условных рефлексов
- Заметки о е. Б. Твитмайере
- Комментарии
- Владимир м. Бехтерев (1857–1927)
- Сочетательные рефлексы
- Комментарии
- Влияние функциональной психологии на бихевиоризм
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 Бихевиоризм: истоки Джон б. Уотсон (1878–1958)
- Страницы жизни
- Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона б. Уотсона
- Реакция на программу Уотсона
- Методы бихевиоризма
- Предмет изучения бихевиоризма
- Инстинкты
- Альберт, Питер и Кролик
- Процесс мышления
- Популярность и привлекательность бихевиоризма
- Прорыв в психологии
- Эдвин б. Холт (1873–1946) и Карл Лешли (1890–1958)
- Критика бихевиоризма Уотсона
- Вклад бихевиоризма Уотсона в развитие психологии
- Рекомендуемая литература
- Глава 11 Бихевиоризм: после основания Необихевиоризм
- Операционизм
- Эдвард Чейс Толмен (1886–1959)
- Целенаправленный бихевиоризм
- Промежуточные переменные
- Теория научения
- Комментарии
- Эдвин Рэй Гатри (1886–1959)
- Обучение с одной попытки
- Комментарии
- Кларк Леонард Халл (1884–1952)
- Страницы жизни
- Дух механицизма
- Объективная методология и количественная оценка
- Побуждения
- Научение
- Комментарии
- Б. Ф. Скиннер (1904–1990)
- Страницы жизни
- Бихевиоризм Скиннера
- Вербальное поведение
- Воздушная колыбель и обучающие машины
- Уолден Два — Общество бихевиористов
- Модификация поведения
- Критика бихевиоризма Скиннера
- Значение бихевиоризма Скиннера
- Теория социального научения: когнитивный вызов
- Альберт Бандура (1925-)
- Социальная когнитивная теория
- Эффективность личности
- Модификация поведения
- Комментарии
- Джулиан Роттер (1916-)
- Когнитивные процессы
- Локус контроля
- Комментарии
- Судьба бихевиоризма
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 12 Гештальт — психология Целое не всегда равно сумме его частей
- Предшествующие влияния
- Изменение «духа времени» в физике
- Фи — феномен
- Макс Вертхеймер (1880–1943)
- Курт Коффка (1886–1941)
- Вольфганг Келер (1887–1967)
- Природа научного переворота
- Гештальт — принципы организации восприятия
- Гештальт — исследования проблем научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
- Первоисточники по истории гештальт — психологии: из книги Вольфганга Келера «Интеллект человекообразных обезьян»
- Комментарии
- Продуктивное мышление человека
- Изоморфизм
- Распространение гештальт — психологии
- Борьба с бихевиоризмом
- Теория поля: Курт Левин (1890–1947)
- Страницы жизни
- Годологическое пространство
- Мотивация
- Социальная психология
- Комментарии
- Критика гештальт — психологии
- Вклад гештальтизма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 13 Психоанализ: истоки Место психоанализа в истории психологии
- Предшествующие влияния
- Теории бессознательного мышления
- Исследования по психопатологии
- Учение Чарльза Дарвина
- Прочие влияния
- Зигмунд Фрейд (1856–1939) и развитие психоанализа
- Случай Анны о.
- Секс и метод свободных ассоциаций
- Разрыв с Брейером
- Полемика о детских психосексуальных травмах
- Самоанализ и толкование сновидений
- Признание, но разлад в своем стане
- Последние годы жизни
- Первоисточники по истории психоанализа: из первой лекции Фрейда в университете Кларка, 9 сентября 1909 года
- Психоанализ как метод лечения
- Без стремления помогать
- Исследовательский метод Фрейда
- Психоанализ как теория личности
- Инстинкты
- Сознательные и бессознательные аспекты личности
- Тревога
- Психосексуальные стадии развития личности
- Механицизм и детерминизм фрейдовской системы
- Взаимоотношения психоанализа и психологии
- Критика психоанализа
- Научные подтверждения психоанализа
- Вклад психоанализа в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 14 Психоанализ: «отступники» и «наследники» Дальнейшая история психоанализа
- Неофрейдизм и психология личности
- Анна Фрейд (1895–1982)
- Страницы жизни
- Вклад в развитие психоанализа
- Комментарии
- Карл Юнг (1875–1961)
- Страницы жизни
- Аналитическая психология
- Коллективное бессознательное
- Архетипы
- Интраверты и экстраверты
- Психологические типы
- Словесно — ассоциативный тест
- Комментарии
- Социально — психологические теории и «дух времени»
- Альфред Адлер (1870–1937)
- Страницы жизни
- Индивидуальная психология
- Чувство неполноценности
- Стиль жизни
- Творческая сила «я»
- Порядок рождения
- Комментарии
- Карен Хорни (1885–1952)
- Страницы жизни
- Разногласия с Фрейдом
- Базальная тревожность
- Невротические потребности
- Идеализированная самооценка
- Комментарии
- Наследники
- Гордон Олпорт (1897–1967)
- Страницы жизни
- Личность и мотивация
- Комментарии
- Генри Мюррей (1893–1988)
- Страницы жизни
- Персонология
- Тематический апперцептивный тест
- Комментарии
- Эрик Эриксон (1902–1994)
- Страницы жизни
- Психосоциальные стадии развития
- Кризис идентичности
- Различия в психологии мужчины и женщины
- Комментарии
- Современное состояние психоаналитических традиций
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 15 Гуманистическая и когнитивная психология Психологические школы в исторической перспективе
- Гуманистическая психология: третья сила
- Истоки гуманистической психологии
- Природа гуманистической психологии
- Абрахам Маслоу (1908–1970)
- Страницы жизни
- Самоактуализация
- Комментарии
- Карл Роджерс (1902–1987)
- Страницы жизни
- Самоактуализация
- Комментарии
- Гуманистическая психотерапия
- Судьба гуманистической психологии
- Когнитивное движение в психологии
- Истоки когнитивной психологии
- Изменение «духа времени» в физике
- Становление когнитивной психологии
- Джордж Миллер (1920-)
- Центр когнитивных исследований
- Ульрик Найссер (1928-)
- Компьютерная метафора
- Природа когнитивной психологии
- Роль интроспекции
- Бессознательное познание
- Познавательные процессы у животных
- Комментарии
- Итоговые замечания
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 16 Проблемы пола и расы в истории психологии Спорные проблемы в современной психологии
- Политика идентичности
- Гипотеза вариабельности и миф о мужском превосходстве
- Женщины в прикладной психологии
- Женская психология
- Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947)
- Лета Стеттер Холлингворт (1886–1939)
- Путь к равноправию
- Афро — американцы в истории психологии
- Психология афро — американцев
- Френсис Сесил Самнер (1895–1954)
- Кеннет б. Кларк (1914-) и Мами Фиппс Кларк (1917–1983)
- Путь к мультикультурной психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Послесловие научного редактора русского издания