Альберт, Питер и Кролик
Уотсон наглядно продемонстрировал правильность своей теории выработки эмоциональной реакции с помощью условных рефлексов в ходе экспериментального исследования, проведенного с одиннадцатимесячным Альбертом, которого приучили бояться белой крысы, хотя до начала эксперимента он такого страха не испытывал (Watson & Rayner. 1920). Страх сформировался в результате громкого и резкого звука (удар молотком по железной полосе) за спиной Альберта, который он слышал, когда ему показывали крысу. Вскоре ребенок начал проявлять признаки страха уже просто при виде крысы.
Такой обусловленный страх можно распространить на другие раздражители — кролика, белую шубу, бороду деда Мороза и т. д. Уотсон предположил, что многие страхи, тревожные состояния и антипатии взрослых были аналогичным образом сформированы в их раннем детстве.
Эксперименты с Альбертом так никогда и не были успешно завершены. Уотсон описал это исследование как предварительное, а психологи обнаружили в его методологии существенные изъяны. Тем не менее, результаты экспериментов с Альбертом были восприняты в качестве научного свидетельства и цитируются практически в каждом учебнике по основам психологии — причем обычно неправильно (см. Harris. 1979; Samcison. 1980). Исследование 130 вводных учебников психологии, опубликованных с 1920 по 1989 годы, выявило, что эксперименты с Альбертом вошли в число наиболее часто цитируемых (Todd. 1994).
Несмотря на то, что Альберта успешно приучили бояться белых крыс, кроликов и Санта Клауса, Уотсону не удалось отучить его от этих страхов, потому что Альберта уже нельзя было использовать в качестве подопытного материала. Вскоре после этих экспериментов Уотсон покинул мир академической науки и больше не занимался подобными проблемами. Спустя какое — то время, уже работая в области рекламы в Нью — Йорке, он прочитал лекцию о своих исследованиях. В аудитории присутствовала Мэри Ковер Джонс, школьная подруга Розалии Рейнер в Вассаре. Выступление Уотсона вызвало у нее интерес и заставило задуматься о том, можно ли с помощью условных рефлексов избавить ребенка от страхов. Она попросила Розалию представить ее Уотсону, а затем предприняла исследование, которое стало еще одним классическим примером в истории психологии.
Ее подопытного звали Питер; к моменту проведения экспериментов он уже демонстрировал страх перед кроликами, хотя этот страх и не был выработан в лабораторных условиях (Jones. 1924). Когда Питер принимал пищу, в помещение вносили кролика, но держали его на расстоянии, достаточном для того, чтобы не включить реакцию страха. После нескольких попыток кролика начали подносить все ближе и ближе — причем всякий раз это делалось тогда, когда ребенок ел. Со временем Питер привык к кролику и даже начал трогать его, не выказывая признаков страха. С помощью этой процедуры были устранены и другие проявления страха по отношению к похожим предметам.
Исследования Мэри Ковер Джонс считаются провозвестниками бихевиоральной терапии (то есть применения принципов научения для корректировки неадекватного поведения). Она провела их почти за пятьдесят лет до того, как эта методика приобрела широкую популярность. Мэри Джонс долгое время проработала в Институте благосостояния ребенка при Калифорнийском университете в Беркли. В 1968 году она получила престижную награду «За выдающийся вклад в психологию развития ребенка».
- Дуан Шульц Синдия Шульц История современной психологии Предисловие
- Глава 1 Изучение истории психологии Развитие современной психологии
- Влияние прошлого на настоящее
- Исторические сведения: реконструкция прошлого
- Утраченные или искаженные данные
- Ошибки при переводе
- Собственные интересы действующих лиц истории
- Контекстные факторы в психологии
- Экономический фактор
- Фактор войны
- Предрассудки
- Персоналистические и натуралистические концепции истории науки
- Персоналистическая теория
- Натуралистическая теория
- Психологические школы
- План книги
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 2 Влияние философии на психологию Дух механицизма
- Часовой механизм Вселенной
- Детерминизм и редукционизм
- Автоматы
- Механическая вычислительная машина
- Становление современной науки
- Рене Декарт (1596–1650)
- Природа тела
- Взаимодействие души и тела
- Учение об идеях
- Эмпиризм и ассоцианизм: знание и опыт
- Джон Локк (1632–1704)
- Джордж Беркли (1686–1753)
- Давид Юм (1711–1776)
- Давид Гартли (1705–1757)
- Джемс Милль (1773–1836)
- Джон Стюарт Милль (1806–1873)
- Вклад эмпиризма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуема литература
- Глава 3 Влияние физиологии на психологию Роль наблюдателя
- Достижения ранней физиологии
- Исследование функций мозга
- Исследования нервной системы
- Истоки экспериментальной психологии
- Почему Германия?
- Герман фон Гельмгольц (1821–1894)
- Страницы жизни
- Нервные импульсы, зрение и слух: исследования Гельмгольца
- Эрнст Вебер (1795–1878)
- Двухточечный порог
- Точно определяемое различие
- Густав Теодор Фехнер (1801–1887)
- Страницы жизни
- Мысль и тело: количественная оценка взаимосвязи
- Методы психофизики
- Общие основы психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 4 Новая психология Искажение фактов
- Вильгельм Вундт (1832–1920)
- Страницы жизни
- Годы в Лейпциге
- Культурно — историческая психология
- Исследования опыта сознания
- Метод интроспекции
- Элементы опыта сознания
- Организация элементов сознательного опыта
- Лейпцигская лаборатория: темы исследования
- Комментарии
- Другие направления развития немецкой психологии
- Герман Эббингауз (1850–1909)
- Исследования с бессмысленными слогами
- Другие исследования Эббингауза
- Георг Элиас Мюллер (1850–1934)
- Франц Брентано (1838–1917)
- Карл Штумпф (1848–1936)
- Освальд Кюльпе (1862–1915) и вюрцбургская школа психологии
- Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта
- Научные исследования в вюрцбургской лаборатории
- Комментарии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 Структурализм Введение
- Эдуард Брадфорд Титченер (1867–1927)
- Страницы жизни
- Система взглядов: содержание сознательного опыта
- Интроспекция
- Элементы сознания
- Первоисточники по истории структурализма: из «Учебника психологии» э. Б. Титченера
- Критика структурализма
- Критика интроспекции
- Другие объекты критики системы Титченера
- Вклад структурализма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 6 Функционализм: предшествующее влияние Протест функционализма
- Предшественники функционализма
- Переворот в естествознании: Чарльз Дарвин (1809–1882)
- Страницы жизни
- «О происхождении видов» и другие работы
- Эволюция механизмов
- Влияние Дарвина на развитие психологии
- Индивидуальные различия: Френсис Гальтон (1822–1911)
- Страницы жизни
- Психическая наследственность
- Статистические методы
- Тесты умственных способностей
- Ассоциация идей
- Психические образы
- Другие исследования
- Комментарии
- Зоопсихология и развитие функционализма
- Изучение интеллекта животных
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 Функционализм: возникновение и развитие Только в Америке
- Герберт Спенсер (1820–1903) и синтетическая философия
- Социальный дарвинизм
- Вильям Джемс (1842–1910): предтеча функциональной психологии
- Страницы жизни
- Принципы психологии
- Предмет изучения психологии: новый взгляд на сознание
- Методы психологии
- Теория эмоций
- Комментарии
- Возникновение функционализма
- Чикагская школа
- Джон Дьюи (1859–1952)
- Рефлекторная дуга
- Джеймс Роулэнд Энджелл (1869–1949)
- Сфера функциональной психологии
- Комментарии
- Гарвей а. Кэрр (1873–1954)
- Функционализм: заключительная форма
- Первоисточники по истории функционализма: из книги Гарвея а. Кэрра «Психология»
- Функционализм в Колумбийском университете
- Роберт Вудвортс (1869–1962)
- Динамическая психология
- Критика функционализма
- Вклад функционализма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 8 Наследие функционализма: прикладная психология Развитие психологии в Соединенных Штатах
- Прикладная психология и экономическая ситуация
- Гренвилл Стэнли Холл (1844–1924)
- Страницы жизни
- Эволюция как основа человеческого развития
- Комментарии
- Джеймс МакКин Кеттел (1860–1944)
- Страницы жизни
- Тесты умственных способностей
- Комментарии
- Методы тестирования Альфред Бине (1857–1911)
- Влияние первой мировой войны
- Метафоры из области медицины и техники
- Расовые проблемы
- Лайтнер Уитмер (1867–1956)
- Страницы жизни
- Психологическая клиника
- Комментарии
- Движение клинической психологии
- Уолтер Дилл Скотт (1869–1955)
- Страницы жизни
- Реклама
- Подбор персонала
- Комментарии
- Развитие индустриальной/организационной психологии Влияние мировых войн
- Исследования в Хоторне и организационные факторы
- Хьюго Мюнстерберг (1863–1916)
- Страницы жизни
- Судебная психология
- Клиническая психология
- Индустриальная психология
- Комментарии
- Прикладная психология в Соединенных Штатах
- Комментарии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 9 Бихевиоризм: предшествующее влияние Наука о поведении
- Влияние зоопсихологии на бихевиоризм
- Заметки о Жаке Лебе
- Крысы, муравьи и разум животных
- Самая умная лошадь Ганс
- Эдвард Ли Торндайк (1874–1949)
- Страницы жизни
- Коннекционизм
- Проблемный ящик
- Законы научения
- Комментарии
- Иван Петрович Павлов (1849–1936)
- Страницы жизни
- Условные рефлексы
- Исследования условных рефлексов
- Заметки о е. Б. Твитмайере
- Комментарии
- Владимир м. Бехтерев (1857–1927)
- Сочетательные рефлексы
- Комментарии
- Влияние функциональной психологии на бихевиоризм
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 Бихевиоризм: истоки Джон б. Уотсон (1878–1958)
- Страницы жизни
- Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона б. Уотсона
- Реакция на программу Уотсона
- Методы бихевиоризма
- Предмет изучения бихевиоризма
- Инстинкты
- Альберт, Питер и Кролик
- Процесс мышления
- Популярность и привлекательность бихевиоризма
- Прорыв в психологии
- Эдвин б. Холт (1873–1946) и Карл Лешли (1890–1958)
- Критика бихевиоризма Уотсона
- Вклад бихевиоризма Уотсона в развитие психологии
- Рекомендуемая литература
- Глава 11 Бихевиоризм: после основания Необихевиоризм
- Операционизм
- Эдвард Чейс Толмен (1886–1959)
- Целенаправленный бихевиоризм
- Промежуточные переменные
- Теория научения
- Комментарии
- Эдвин Рэй Гатри (1886–1959)
- Обучение с одной попытки
- Комментарии
- Кларк Леонард Халл (1884–1952)
- Страницы жизни
- Дух механицизма
- Объективная методология и количественная оценка
- Побуждения
- Научение
- Комментарии
- Б. Ф. Скиннер (1904–1990)
- Страницы жизни
- Бихевиоризм Скиннера
- Вербальное поведение
- Воздушная колыбель и обучающие машины
- Уолден Два — Общество бихевиористов
- Модификация поведения
- Критика бихевиоризма Скиннера
- Значение бихевиоризма Скиннера
- Теория социального научения: когнитивный вызов
- Альберт Бандура (1925-)
- Социальная когнитивная теория
- Эффективность личности
- Модификация поведения
- Комментарии
- Джулиан Роттер (1916-)
- Когнитивные процессы
- Локус контроля
- Комментарии
- Судьба бихевиоризма
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 12 Гештальт — психология Целое не всегда равно сумме его частей
- Предшествующие влияния
- Изменение «духа времени» в физике
- Фи — феномен
- Макс Вертхеймер (1880–1943)
- Курт Коффка (1886–1941)
- Вольфганг Келер (1887–1967)
- Природа научного переворота
- Гештальт — принципы организации восприятия
- Гештальт — исследования проблем научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
- Первоисточники по истории гештальт — психологии: из книги Вольфганга Келера «Интеллект человекообразных обезьян»
- Комментарии
- Продуктивное мышление человека
- Изоморфизм
- Распространение гештальт — психологии
- Борьба с бихевиоризмом
- Теория поля: Курт Левин (1890–1947)
- Страницы жизни
- Годологическое пространство
- Мотивация
- Социальная психология
- Комментарии
- Критика гештальт — психологии
- Вклад гештальтизма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 13 Психоанализ: истоки Место психоанализа в истории психологии
- Предшествующие влияния
- Теории бессознательного мышления
- Исследования по психопатологии
- Учение Чарльза Дарвина
- Прочие влияния
- Зигмунд Фрейд (1856–1939) и развитие психоанализа
- Случай Анны о.
- Секс и метод свободных ассоциаций
- Разрыв с Брейером
- Полемика о детских психосексуальных травмах
- Самоанализ и толкование сновидений
- Признание, но разлад в своем стане
- Последние годы жизни
- Первоисточники по истории психоанализа: из первой лекции Фрейда в университете Кларка, 9 сентября 1909 года
- Психоанализ как метод лечения
- Без стремления помогать
- Исследовательский метод Фрейда
- Психоанализ как теория личности
- Инстинкты
- Сознательные и бессознательные аспекты личности
- Тревога
- Психосексуальные стадии развития личности
- Механицизм и детерминизм фрейдовской системы
- Взаимоотношения психоанализа и психологии
- Критика психоанализа
- Научные подтверждения психоанализа
- Вклад психоанализа в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 14 Психоанализ: «отступники» и «наследники» Дальнейшая история психоанализа
- Неофрейдизм и психология личности
- Анна Фрейд (1895–1982)
- Страницы жизни
- Вклад в развитие психоанализа
- Комментарии
- Карл Юнг (1875–1961)
- Страницы жизни
- Аналитическая психология
- Коллективное бессознательное
- Архетипы
- Интраверты и экстраверты
- Психологические типы
- Словесно — ассоциативный тест
- Комментарии
- Социально — психологические теории и «дух времени»
- Альфред Адлер (1870–1937)
- Страницы жизни
- Индивидуальная психология
- Чувство неполноценности
- Стиль жизни
- Творческая сила «я»
- Порядок рождения
- Комментарии
- Карен Хорни (1885–1952)
- Страницы жизни
- Разногласия с Фрейдом
- Базальная тревожность
- Невротические потребности
- Идеализированная самооценка
- Комментарии
- Наследники
- Гордон Олпорт (1897–1967)
- Страницы жизни
- Личность и мотивация
- Комментарии
- Генри Мюррей (1893–1988)
- Страницы жизни
- Персонология
- Тематический апперцептивный тест
- Комментарии
- Эрик Эриксон (1902–1994)
- Страницы жизни
- Психосоциальные стадии развития
- Кризис идентичности
- Различия в психологии мужчины и женщины
- Комментарии
- Современное состояние психоаналитических традиций
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 15 Гуманистическая и когнитивная психология Психологические школы в исторической перспективе
- Гуманистическая психология: третья сила
- Истоки гуманистической психологии
- Природа гуманистической психологии
- Абрахам Маслоу (1908–1970)
- Страницы жизни
- Самоактуализация
- Комментарии
- Карл Роджерс (1902–1987)
- Страницы жизни
- Самоактуализация
- Комментарии
- Гуманистическая психотерапия
- Судьба гуманистической психологии
- Когнитивное движение в психологии
- Истоки когнитивной психологии
- Изменение «духа времени» в физике
- Становление когнитивной психологии
- Джордж Миллер (1920-)
- Центр когнитивных исследований
- Ульрик Найссер (1928-)
- Компьютерная метафора
- Природа когнитивной психологии
- Роль интроспекции
- Бессознательное познание
- Познавательные процессы у животных
- Комментарии
- Итоговые замечания
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 16 Проблемы пола и расы в истории психологии Спорные проблемы в современной психологии
- Политика идентичности
- Гипотеза вариабельности и миф о мужском превосходстве
- Женщины в прикладной психологии
- Женская психология
- Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947)
- Лета Стеттер Холлингворт (1886–1939)
- Путь к равноправию
- Афро — американцы в истории психологии
- Психология афро — американцев
- Френсис Сесил Самнер (1895–1954)
- Кеннет б. Кларк (1914-) и Мами Фиппс Кларк (1917–1983)
- Путь к мультикультурной психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Послесловие научного редактора русского издания