Страницы жизни
В 1882 году, в возрасте 19 лет, Мюнстерберг уехал из родного Дан — цига в Лейпциг, где собирался изучать медицину. Но, побывав на нескольких лекциях Вильгельма Вундта, он изменил свои планы на будущее.
Современная психология привлекла его открывающимися перспективами, которых не дали бы медицинские исследования и практика. В 1885 году Мюнстерберг защитил диссертацию под руководством Вундта, а двумя годами позже ему присвоили степень доктора медицины в Гейдельбергском университете, что дало ему дополнительные преимущества для будущих академических исследований. Мюнстерберг начал преподавать во Фрейбурге, но поскольку администрация местного университета не могла выделить средства на создание лаборатории, он оборудовал лабораторию на собственные деньги у себя дома.
Мюнстерберг опубликовал несколько статей по результатам своих психофизических экспериментов, которые Вундт подверг критике, поскольку эти исследования касались познавательной стороны сознания, а не его структуры. Однако у Мюнстерберга появились последователи, и вскоре в его лабораторию стали сьезжаться студенты со всей Европы. Все складывалось замечательно: прекрасное начало карьеры в одном из крупнейших университетов Германии и репутация уважаемого ученого.
В 1892 году Вильям Джемс сделал Мюнстербергу заманчивое предложение, пригласив его занять высокооплачиваемый пост директора психологической лаборатории Гарвардского университета. Чтобы завлечь немецкого коллегу в Гарвард, Джемс прибег к откровенной лести, написав ему, что лабораторией лучшего в Соединенных Штатах университета должен руководить непременно гений. Мюнстерберг предпочел бы остаться в Германии, но честолюбие заставило его принять предложение Джемса.
Переезд из Германии в Соединенные Штаты — и переход от чисто экспериментальной психологии к прикладной — дался Мюнстербергу нелегко. Сначала он не одобрял распространение прикладной психологии и ругал университетских чиновников, оплачивающих труд ученых так низко, что им приходилось переключаться на практические вопросы. Он критиковал американских психологов, которые на потребу публике писали популярные книги, за плату читали лекции коммерсантам и предлагали свои услуги в качестве экспертов. Вскоре, однако, Мюнстерберг и сам с успехом все это практиковал.
Прожив в Соединенных Штатах десять лет и, возможно, осознав, что в Германии подходящую должность ему нс. найти, Мюнстерберг написал свою первую книгу на английском, которая получила название «Американский характер» (American Traits, 1902 г.) — психологический, социальный и культурный анализ американского общества. Мюн — стерберг, плодовитый и одаренный писатель, надиктовал своему секретарю книгу в 400 страниц менее чем за месяц. Джемс как — то заметил, что мозг Мюнстерберга, наверное, никогда не устает.
Восторженные отклики на книгу побудили Мюнстерберга писать «на публику», и вскоре в популярных журналах его статей стало появляться больше, чем в научных. Обратившись к злободневным проблемам, он приостановил свою работу по изучению содержания сознания. В его статьях можно было прочитать об отдельных судебных делах, о современном уголовном законодательстве, рекламе потребительских товаров, советах специалиста, а также о психическом здоровье и психотерапии, об образовании, проблемах бизнеса и даже о психологии кинематографа. Мюнстерберг не забыл и о современных средствах массовой информации: подготовив соответствующие темы по вопросам обучения и бизнеса, он сделал фильм о тестах на интеллект, который впоследствии часто демонстрировался в кинотеатрах.
Мюнстерберга нельзя было назвать пугливым человеком. Во время нашумевшего судебного процесса он провел приблизительно 100 тестов на интеллект с профессиональным убийцей, обвиненном в убийстве 18 человек, который в свою очередь обвинил одного профсоюзного лидера в том, что тот заказывал эти убийства. На основании результатов теста — еще до решения суда присяжных — Мюнстерберг объявил, что обвинение убийцей профсоюзного лидера истинно. Когда суд оправдал профсоюзного лидера, это решение подорвало доверие к Мюнстербергу; в одной газете он даже был назван «профессором Монстрворком» — то есть тем, чьи деяния внушают ужас.
В 1908 году Мюнстерберг активно участвовал в дискуссиях по поводу введения запрета на продажу алкогольных напитков. Он выступил против сухого закона, обосновывая свою позицию с точки зрения психолога и доказывая, что умеренная торговля алкогольными напитками даже выгодна. Немецкие пивовары, работающие в США, включая Адольфуса Буша и Густава Пабста, были в восторге от того, что их поддержал сам Мюнстерберг, и внесли крупную денежную сумму для поддержки усилий Мюнстерберга по улучшению образа Германии в Соединенных Штатах.
К несчастью, Буш выделил Мюнстербергу 50 тысяч долларов для основания Германского музея буквально через несколько недель после того, как Мюнстерберг опубликовал статью с критикой сухого закона, В атмосфере шпиономании того времени это стечение обстоятельств привлекло внимание средств массовой информации.
Нельзя также не сказать пару слов о взглядах Мюнстерберга на роль женщины в общественной жизни. Хотя он и оказал поддержку некоторым женщинам — ученым в Гарварде, включая Мэри Уитон Кал — кинс, все же он считал, что научная работа предъявляет женщинам слишком высокие требования. По его мнению, место женщины — дома, ее не следует готовить для карьеры. Женщины не должны преподавать в общественных школах, поскольку они не способны соперничать в этом деле с мужчинами и не могут служить авторитетом для мальчиков. Он был против того, чтобы женщины участвовали в суде присяжных из — за их неспособности принимать рациональные решения. В газетах всего мира по этому поводу появились статьи с заголовками на всю полосу.
Президенту Гарвардского университета и большинству коллег Мюн — стерберга была не по душе вся эта шумиха вокруг него, его заинтересованность практическим применением психологии они также не приветствовали. Напряженные отношения достигли предела, когда в годы первой мировой войны Мюнстерберг во всеуслышанье защищал свою немецкую родину. Война вспыхнула в Европе в 1914 году, и хотя вплоть до 1917 года Соединенные Штаты не вступали в конфликт, в американском обществе господствовали антинемецкие настроения. Германия была агрессором в войне, которая уже унесла миллионы жизней, и Мюнстерберг, открыто защищая Германию, занимал позицию, более чем непопулярную.
Газеты сообщали, что Мюнстерберг, так и не принявший гражданства Соединенных Штатов, в действительности был секретным агентом, шпионом и высокопоставленным немецким офицером. Бостонские газеты призывали к увольнению его из Гарварда. Его соседи подозревали, что голуби, которых его дочь кормила на заднем дворе, использовались для переправки сообщений другим шпионам. Один из бывших питомцев Гарварда посулил университету 10 миллионов долларов, если Мюнстерберга уволят.
Мюнстерберг получал письма с угрозами смерти, коллеги оскорбительно высказывались в его адрес. Остракизм и ядовитые нападки в конечном счете сломали его дух. Холодным ветреным днем 16 декабря 1916 года в газетах появились предположения о мирных переговорах в Европе. «К весне установится мир», — сказал Мюнстерберг жене (Mlinsterberg. 1922. P. 302). Он отправился на утреннюю лекцию пешком, через глубокие сугробы. Добравшись до университета, он почувствовал себя очень уставшим. Однако он вошел в аудиторию и начал лекцию. Он говорил «примерно полчаса, затем, казалось, запнулся на какое — то мгновенье, протянул правую руку к столу, будто хотел опереться» (New York City Evening Mail, December 16. 1916)^. Он упал на пол на полуслове и тут же умер от обширного удара.
- Дуан Шульц Синдия Шульц История современной психологии Предисловие
- Глава 1 Изучение истории психологии Развитие современной психологии
- Влияние прошлого на настоящее
- Исторические сведения: реконструкция прошлого
- Утраченные или искаженные данные
- Ошибки при переводе
- Собственные интересы действующих лиц истории
- Контекстные факторы в психологии
- Экономический фактор
- Фактор войны
- Предрассудки
- Персоналистические и натуралистические концепции истории науки
- Персоналистическая теория
- Натуралистическая теория
- Психологические школы
- План книги
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 2 Влияние философии на психологию Дух механицизма
- Часовой механизм Вселенной
- Детерминизм и редукционизм
- Автоматы
- Механическая вычислительная машина
- Становление современной науки
- Рене Декарт (1596–1650)
- Природа тела
- Взаимодействие души и тела
- Учение об идеях
- Эмпиризм и ассоцианизм: знание и опыт
- Джон Локк (1632–1704)
- Джордж Беркли (1686–1753)
- Давид Юм (1711–1776)
- Давид Гартли (1705–1757)
- Джемс Милль (1773–1836)
- Джон Стюарт Милль (1806–1873)
- Вклад эмпиризма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуема литература
- Глава 3 Влияние физиологии на психологию Роль наблюдателя
- Достижения ранней физиологии
- Исследование функций мозга
- Исследования нервной системы
- Истоки экспериментальной психологии
- Почему Германия?
- Герман фон Гельмгольц (1821–1894)
- Страницы жизни
- Нервные импульсы, зрение и слух: исследования Гельмгольца
- Эрнст Вебер (1795–1878)
- Двухточечный порог
- Точно определяемое различие
- Густав Теодор Фехнер (1801–1887)
- Страницы жизни
- Мысль и тело: количественная оценка взаимосвязи
- Методы психофизики
- Общие основы психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 4 Новая психология Искажение фактов
- Вильгельм Вундт (1832–1920)
- Страницы жизни
- Годы в Лейпциге
- Культурно — историческая психология
- Исследования опыта сознания
- Метод интроспекции
- Элементы опыта сознания
- Организация элементов сознательного опыта
- Лейпцигская лаборатория: темы исследования
- Комментарии
- Другие направления развития немецкой психологии
- Герман Эббингауз (1850–1909)
- Исследования с бессмысленными слогами
- Другие исследования Эббингауза
- Георг Элиас Мюллер (1850–1934)
- Франц Брентано (1838–1917)
- Карл Штумпф (1848–1936)
- Освальд Кюльпе (1862–1915) и вюрцбургская школа психологии
- Расхождения во взглядах Кюльпе и Вундта
- Научные исследования в вюрцбургской лаборатории
- Комментарии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 Структурализм Введение
- Эдуард Брадфорд Титченер (1867–1927)
- Страницы жизни
- Система взглядов: содержание сознательного опыта
- Интроспекция
- Элементы сознания
- Первоисточники по истории структурализма: из «Учебника психологии» э. Б. Титченера
- Критика структурализма
- Критика интроспекции
- Другие объекты критики системы Титченера
- Вклад структурализма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 6 Функционализм: предшествующее влияние Протест функционализма
- Предшественники функционализма
- Переворот в естествознании: Чарльз Дарвин (1809–1882)
- Страницы жизни
- «О происхождении видов» и другие работы
- Эволюция механизмов
- Влияние Дарвина на развитие психологии
- Индивидуальные различия: Френсис Гальтон (1822–1911)
- Страницы жизни
- Психическая наследственность
- Статистические методы
- Тесты умственных способностей
- Ассоциация идей
- Психические образы
- Другие исследования
- Комментарии
- Зоопсихология и развитие функционализма
- Изучение интеллекта животных
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 Функционализм: возникновение и развитие Только в Америке
- Герберт Спенсер (1820–1903) и синтетическая философия
- Социальный дарвинизм
- Вильям Джемс (1842–1910): предтеча функциональной психологии
- Страницы жизни
- Принципы психологии
- Предмет изучения психологии: новый взгляд на сознание
- Методы психологии
- Теория эмоций
- Комментарии
- Возникновение функционализма
- Чикагская школа
- Джон Дьюи (1859–1952)
- Рефлекторная дуга
- Джеймс Роулэнд Энджелл (1869–1949)
- Сфера функциональной психологии
- Комментарии
- Гарвей а. Кэрр (1873–1954)
- Функционализм: заключительная форма
- Первоисточники по истории функционализма: из книги Гарвея а. Кэрра «Психология»
- Функционализм в Колумбийском университете
- Роберт Вудвортс (1869–1962)
- Динамическая психология
- Критика функционализма
- Вклад функционализма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 8 Наследие функционализма: прикладная психология Развитие психологии в Соединенных Штатах
- Прикладная психология и экономическая ситуация
- Гренвилл Стэнли Холл (1844–1924)
- Страницы жизни
- Эволюция как основа человеческого развития
- Комментарии
- Джеймс МакКин Кеттел (1860–1944)
- Страницы жизни
- Тесты умственных способностей
- Комментарии
- Методы тестирования Альфред Бине (1857–1911)
- Влияние первой мировой войны
- Метафоры из области медицины и техники
- Расовые проблемы
- Лайтнер Уитмер (1867–1956)
- Страницы жизни
- Психологическая клиника
- Комментарии
- Движение клинической психологии
- Уолтер Дилл Скотт (1869–1955)
- Страницы жизни
- Реклама
- Подбор персонала
- Комментарии
- Развитие индустриальной/организационной психологии Влияние мировых войн
- Исследования в Хоторне и организационные факторы
- Хьюго Мюнстерберг (1863–1916)
- Страницы жизни
- Судебная психология
- Клиническая психология
- Индустриальная психология
- Комментарии
- Прикладная психология в Соединенных Штатах
- Комментарии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 9 Бихевиоризм: предшествующее влияние Наука о поведении
- Влияние зоопсихологии на бихевиоризм
- Заметки о Жаке Лебе
- Крысы, муравьи и разум животных
- Самая умная лошадь Ганс
- Эдвард Ли Торндайк (1874–1949)
- Страницы жизни
- Коннекционизм
- Проблемный ящик
- Законы научения
- Комментарии
- Иван Петрович Павлов (1849–1936)
- Страницы жизни
- Условные рефлексы
- Исследования условных рефлексов
- Заметки о е. Б. Твитмайере
- Комментарии
- Владимир м. Бехтерев (1857–1927)
- Сочетательные рефлексы
- Комментарии
- Влияние функциональной психологии на бихевиоризм
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 Бихевиоризм: истоки Джон б. Уотсон (1878–1958)
- Страницы жизни
- Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона б. Уотсона
- Реакция на программу Уотсона
- Методы бихевиоризма
- Предмет изучения бихевиоризма
- Инстинкты
- Альберт, Питер и Кролик
- Процесс мышления
- Популярность и привлекательность бихевиоризма
- Прорыв в психологии
- Эдвин б. Холт (1873–1946) и Карл Лешли (1890–1958)
- Критика бихевиоризма Уотсона
- Вклад бихевиоризма Уотсона в развитие психологии
- Рекомендуемая литература
- Глава 11 Бихевиоризм: после основания Необихевиоризм
- Операционизм
- Эдвард Чейс Толмен (1886–1959)
- Целенаправленный бихевиоризм
- Промежуточные переменные
- Теория научения
- Комментарии
- Эдвин Рэй Гатри (1886–1959)
- Обучение с одной попытки
- Комментарии
- Кларк Леонард Халл (1884–1952)
- Страницы жизни
- Дух механицизма
- Объективная методология и количественная оценка
- Побуждения
- Научение
- Комментарии
- Б. Ф. Скиннер (1904–1990)
- Страницы жизни
- Бихевиоризм Скиннера
- Вербальное поведение
- Воздушная колыбель и обучающие машины
- Уолден Два — Общество бихевиористов
- Модификация поведения
- Критика бихевиоризма Скиннера
- Значение бихевиоризма Скиннера
- Теория социального научения: когнитивный вызов
- Альберт Бандура (1925-)
- Социальная когнитивная теория
- Эффективность личности
- Модификация поведения
- Комментарии
- Джулиан Роттер (1916-)
- Когнитивные процессы
- Локус контроля
- Комментарии
- Судьба бихевиоризма
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 12 Гештальт — психология Целое не всегда равно сумме его частей
- Предшествующие влияния
- Изменение «духа времени» в физике
- Фи — феномен
- Макс Вертхеймер (1880–1943)
- Курт Коффка (1886–1941)
- Вольфганг Келер (1887–1967)
- Природа научного переворота
- Гештальт — принципы организации восприятия
- Гештальт — исследования проблем научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
- Первоисточники по истории гештальт — психологии: из книги Вольфганга Келера «Интеллект человекообразных обезьян»
- Комментарии
- Продуктивное мышление человека
- Изоморфизм
- Распространение гештальт — психологии
- Борьба с бихевиоризмом
- Теория поля: Курт Левин (1890–1947)
- Страницы жизни
- Годологическое пространство
- Мотивация
- Социальная психология
- Комментарии
- Критика гештальт — психологии
- Вклад гештальтизма в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 13 Психоанализ: истоки Место психоанализа в истории психологии
- Предшествующие влияния
- Теории бессознательного мышления
- Исследования по психопатологии
- Учение Чарльза Дарвина
- Прочие влияния
- Зигмунд Фрейд (1856–1939) и развитие психоанализа
- Случай Анны о.
- Секс и метод свободных ассоциаций
- Разрыв с Брейером
- Полемика о детских психосексуальных травмах
- Самоанализ и толкование сновидений
- Признание, но разлад в своем стане
- Последние годы жизни
- Первоисточники по истории психоанализа: из первой лекции Фрейда в университете Кларка, 9 сентября 1909 года
- Психоанализ как метод лечения
- Без стремления помогать
- Исследовательский метод Фрейда
- Психоанализ как теория личности
- Инстинкты
- Сознательные и бессознательные аспекты личности
- Тревога
- Психосексуальные стадии развития личности
- Механицизм и детерминизм фрейдовской системы
- Взаимоотношения психоанализа и психологии
- Критика психоанализа
- Научные подтверждения психоанализа
- Вклад психоанализа в развитие психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 14 Психоанализ: «отступники» и «наследники» Дальнейшая история психоанализа
- Неофрейдизм и психология личности
- Анна Фрейд (1895–1982)
- Страницы жизни
- Вклад в развитие психоанализа
- Комментарии
- Карл Юнг (1875–1961)
- Страницы жизни
- Аналитическая психология
- Коллективное бессознательное
- Архетипы
- Интраверты и экстраверты
- Психологические типы
- Словесно — ассоциативный тест
- Комментарии
- Социально — психологические теории и «дух времени»
- Альфред Адлер (1870–1937)
- Страницы жизни
- Индивидуальная психология
- Чувство неполноценности
- Стиль жизни
- Творческая сила «я»
- Порядок рождения
- Комментарии
- Карен Хорни (1885–1952)
- Страницы жизни
- Разногласия с Фрейдом
- Базальная тревожность
- Невротические потребности
- Идеализированная самооценка
- Комментарии
- Наследники
- Гордон Олпорт (1897–1967)
- Страницы жизни
- Личность и мотивация
- Комментарии
- Генри Мюррей (1893–1988)
- Страницы жизни
- Персонология
- Тематический апперцептивный тест
- Комментарии
- Эрик Эриксон (1902–1994)
- Страницы жизни
- Психосоциальные стадии развития
- Кризис идентичности
- Различия в психологии мужчины и женщины
- Комментарии
- Современное состояние психоаналитических традиций
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 15 Гуманистическая и когнитивная психология Психологические школы в исторической перспективе
- Гуманистическая психология: третья сила
- Истоки гуманистической психологии
- Природа гуманистической психологии
- Абрахам Маслоу (1908–1970)
- Страницы жизни
- Самоактуализация
- Комментарии
- Карл Роджерс (1902–1987)
- Страницы жизни
- Самоактуализация
- Комментарии
- Гуманистическая психотерапия
- Судьба гуманистической психологии
- Когнитивное движение в психологии
- Истоки когнитивной психологии
- Изменение «духа времени» в физике
- Становление когнитивной психологии
- Джордж Миллер (1920-)
- Центр когнитивных исследований
- Ульрик Найссер (1928-)
- Компьютерная метафора
- Природа когнитивной психологии
- Роль интроспекции
- Бессознательное познание
- Познавательные процессы у животных
- Комментарии
- Итоговые замечания
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Глава 16 Проблемы пола и расы в истории психологии Спорные проблемы в современной психологии
- Политика идентичности
- Гипотеза вариабельности и миф о мужском превосходстве
- Женщины в прикладной психологии
- Женская психология
- Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947)
- Лета Стеттер Холлингворт (1886–1939)
- Путь к равноправию
- Афро — американцы в истории психологии
- Психология афро — американцев
- Френсис Сесил Самнер (1895–1954)
- Кеннет б. Кларк (1914-) и Мами Фиппс Кларк (1917–1983)
- Путь к мультикультурной психологии
- Вопросы для обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Послесловие научного редактора русского издания