Организация лидерского тренинга.
По существу, выше описанные занятия предоставляют собой элементы социального тренинга, которые широко используются в программе.
Активное социальное обучение является сравнительно новым: направлением в педагогике, обеспечивающим интеграцию различных прикладных аспектов педагогики, психологии, элементов психотерапии, организации умственного труда, культуры эмоций и мышления, творческого потенциала гармонической личности.
Социально-психологический тренинг (СПТ) относится к нестандартным и нетрадиционным методам обучения общению. Главная особенность СПТ заключается в том, что его участники приобретают в результате обучения не абстрактное теоретическое знание в виде каких-либо рекомендаций и советов, а новый практический социальный и человеческий опыт.
Повышенная включенность в происходящее достигается, по видимому, и чрезвычайной насыщенностью информации о самом себе и своей компетентности в области общения, которую получает подросток во время СПТ. Позиция участника, включенного в развивающую «игру» с полной эмоциональной отдачей, обеспечивает возможность интенсивной интериоризации (внутреннего присвоения) полученного опыта, который был только что лично пережит, и, следовательно, стал своим и, потому, может быть органично включен в духовный арсенал молодого человека.
Специфика поступающей информации, благоприятная психологическая обстановка в группе обеспечивают большую скорость развития внутриличностных изменений. Не случайно участники, прошедшие обучение, приравнивают несколько дней занятий в группе к двум, а то и более годам своей жизни.
Если подытожить вышесказанное, то можно выделить общую цель лидерской программы - развитие личности.
Наряду с основной целью существует и ряд сопутствующих:
повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
формирование активной социальной и гражданской позиции у молодежи и развитие у нее способности и готовности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.
Цели лидерского тренинга реализуются в частных задачах:
Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальной и продуктивной деятельности.
Изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия и повышения его эффективности.
Среди принципов организации лидерского тренинга можно выделить основные:
Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так, и в отдельных его занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности, приобретении новых знаний и необходимых навыков в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительную сторону, как правило, не происходят, и не следует требовать этого от участников.
Принцип диалогизации взаимодействия, полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, осознания и формирования ими собственных личностно значимых проблем.
- А .Кадзасов
- Введение.
- Организация работы по программе.
- Формирование группы.
- Организация лидерского тренинга.
- Содержательные элементы программы.
- Заключение.
- Основной блок упражнений по программе.
- 1.Введение.
- 2.Знакомство.
- 3.Работа в парах.
- 4.Работа в группах.
- 5.Работа в группе.
- Процесс и содержание
- Почему мы используем метод взаимодействия
- Что лежит в основе метода взаимодействия
- Роли участников собрания
- Инструменты ведущего для достижения согласия
- Подготовка к собранию