Формирование группы.
Чрезвычайно важным является вопрос о принципах формирования группы. Оптимальный состав тренинговой или малой группы - 7-10 человек. Предпочтение отдастся гетерогенной группе с участниками примерно одного возраста. В этом случае, каждый участник чувствует себя полноценным членом группы и вовлечен в действие. С увеличением численности, группа работает менее эффективно. Гетерогенность способствует большему межличностному пониманию, помогает создать репрезентативную модель общества в группе.
Малая группа работает наиболее эффективно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, в том случае, если она закрыта, т.е. в группе постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.
Форма проведения занятия в тренинговой группе как способ специально организационного обучения весьма эффективна для личностного развития, особенно подростков.
При условии соблюдения определенных норм, человек в такой группе чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется доверием группы и не боится не доверять. Во время занятий каждый член группы окружен вниманием и теплом, сам искренне заботиться об окружающих, помогает им и рассчитывает на их помощь.
В группе постоянно действует обратная связь, что позволяет участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступая в контакт с ним. Чувствуя поддержку группы, участник таких занятий может активно экспериментировать, используя различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные несвойственные ему ранее, коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом комфорт, и защищенность.
Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы и выразить себя своими индивидуальными средствами.
Опыт, приобретенный в программе, создает определенный социальный «иммунитет», помогающий разрешать сложные проблемы, возникающие в межличностном и деловом общении практически у каждого человека.
Умения и навыки, которые формируются в искусственно созданной социальной среде, помогают эффективно осваивать сложности социального мира межличностных взаимоотношений.
Важно остановиться на вопросе выработке групповых норм. Работа строится таким образом, что члены группы на первом занятии сами выдвигают идеи по поводу группового поведения и стиля общения, заключают соглашение, которому следуют сами под руководством и при помощи ведущего. Атмосфера безопасности и комфорта, необходимы каждому участнику для личностного раскрытия и познания, достигаются именно за счет этих, всеми принятых, групповых норм. Обычно это поощрение эмоциональной выразительности, тепла и открытости.
- А .Кадзасов
- Введение.
- Организация работы по программе.
- Формирование группы.
- Организация лидерского тренинга.
- Содержательные элементы программы.
- Заключение.
- Основной блок упражнений по программе.
- 1.Введение.
- 2.Знакомство.
- 3.Работа в парах.
- 4.Работа в группах.
- 5.Работа в группе.
- Процесс и содержание
- Почему мы используем метод взаимодействия
- Что лежит в основе метода взаимодействия
- Роли участников собрания
- Инструменты ведущего для достижения согласия
- Подготовка к собранию