Структура книги
Предлагаемая книга поможет Вам понять Ваших учеников и воспитанников и принять их такими, какие они есть. Ее структура такова. Четыре первые главы посвящены описанию работы соответственно с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. В начале каждой главы помещена научная справка, кратко рассказывающая о происхождении того или иного термина, приводится его определение и информация о возможных причинах возникновения проблемы. Далее следует словесный портрет ребенка, воспитание которого связано с той или иной проблемой, даны рекомендации по выявлению этих детей, оказанию им помощи, а также по работе с их родителями. В каждую главу включена “Шпаргалка для взрослых”, которая может рассматриваться как резюме изложенного теоретического материала или как краткие рекомендации для педагогов и родителей. Затем идет подробное описание игр и упражнений, которыми можно воспользоваться, занимаясь с детьми. Пятая глава посвящена анализу рисунков детей с различными особенностями развития и поведения.
При создании книги мы использовали данные, приведенные в литературе, посвященной работе педагогов и психологов с различными категориями детей, результаты собственной работы и опыт наших коллег: Я. А. Павловой, И. В. Шевцовой, Л. В. Агеевой, Г. Д. Черепановой, Е. А. Васильевой, М. В. Луткиной, Т. Е. Першиной.
- Лютова е.К., Монина г.Б.
- Глава 3. Тревожные дети 43
- Глава 4 аутичные дети 60
- От авторов
- Структура книги
- О программе “Сообщество”
- Глава 1. Гиперактивные дети
- Что такое гиперактивность?
- Портрет гиперактивного ребенка
- Как выявить гиперактивного ребенка
- Как помочь гиперактивному ребенку
- Работа с родителями гиперактивного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
- Как играть с гиперактивными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 2. Агрессивные дети
- Что такое агрессивность?
- Портрет агрессивного ребенка
- Как выявить агрессивного ребенка
- Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
- Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
- Как помочь агрессивному ребенку
- Работа с гневом
- Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
- Работа с родителями агрессивного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
- Как играть с агрессивными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 3. Тревожные дети
- Что такое тревожность?
- Портрет тревожного ребенка
- Как выявить тревожного ребенка
- Критерии определения тревожности у ребенка
- Признаки тревожности
- Критерии определений страха разлуки
- Как помочь тревожному ребенку
- Повышение самооценки
- Обучение детей умению управлять своим поведением
- Снятие мышечного напряжения
- Работа с родителями тревожного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
- Как играть с тревожными детьми
- Подвижные игры
- Игры, способствующие расслаблению
- Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
- Игры за партами
- Глава 4 аутичные дети
- Что такое “аутизм”?
- Портрет аутичного ребенка
- Как выявить аутичного ребенка
- Как помочь аутичному ребенку
- Работа с родителями аутичного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
- Как играть с аутичными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 5 рисуют наши дети
- Рисунки гиперактивных детей
- Рисунки агрессивных детей
- Рисунки тревожных детей
- Рисунки аутичных детей
- Вместо заключения или мир глазами ребенка
- Список литературы
- Список рекомендуемой литературы