Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.
Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.
Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: “Как Мальвина поссорилась с Буратино”. Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: “Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?”, “Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?” и др.
Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору”, и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие — научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.
Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: “Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!” Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение “негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо “Ты почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.
Таким образом вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.
- Лютова е.К., Монина г.Б.
- Глава 3. Тревожные дети 43
- Глава 4 аутичные дети 60
- От авторов
- Структура книги
- О программе “Сообщество”
- Глава 1. Гиперактивные дети
- Что такое гиперактивность?
- Портрет гиперактивного ребенка
- Как выявить гиперактивного ребенка
- Как помочь гиперактивному ребенку
- Работа с родителями гиперактивного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
- Как играть с гиперактивными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 2. Агрессивные дети
- Что такое агрессивность?
- Портрет агрессивного ребенка
- Как выявить агрессивного ребенка
- Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
- Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
- Как помочь агрессивному ребенку
- Работа с гневом
- Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
- Работа с родителями агрессивного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
- Как играть с агрессивными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 3. Тревожные дети
- Что такое тревожность?
- Портрет тревожного ребенка
- Как выявить тревожного ребенка
- Критерии определения тревожности у ребенка
- Признаки тревожности
- Критерии определений страха разлуки
- Как помочь тревожному ребенку
- Повышение самооценки
- Обучение детей умению управлять своим поведением
- Снятие мышечного напряжения
- Работа с родителями тревожного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
- Как играть с тревожными детьми
- Подвижные игры
- Игры, способствующие расслаблению
- Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
- Игры за партами
- Глава 4 аутичные дети
- Что такое “аутизм”?
- Портрет аутичного ребенка
- Как выявить аутичного ребенка
- Как помочь аутичному ребенку
- Работа с родителями аутичного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
- Как играть с аутичными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 5 рисуют наши дети
- Рисунки гиперактивных детей
- Рисунки агрессивных детей
- Рисунки тревожных детей
- Рисунки аутичных детей
- Вместо заключения или мир глазами ребенка
- Список литературы
- Список рекомендуемой литературы