Портрет тревожного ребенка
В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями “проблемных” детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, “как на ладошке”, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
- Лютова е.К., Монина г.Б.
- Глава 3. Тревожные дети 43
- Глава 4 аутичные дети 60
- От авторов
- Структура книги
- О программе “Сообщество”
- Глава 1. Гиперактивные дети
- Что такое гиперактивность?
- Портрет гиперактивного ребенка
- Как выявить гиперактивного ребенка
- Как помочь гиперактивному ребенку
- Работа с родителями гиперактивного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
- Как играть с гиперактивными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 2. Агрессивные дети
- Что такое агрессивность?
- Портрет агрессивного ребенка
- Как выявить агрессивного ребенка
- Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
- Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
- Как помочь агрессивному ребенку
- Работа с гневом
- Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
- Работа с родителями агрессивного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
- Как играть с агрессивными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 3. Тревожные дети
- Что такое тревожность?
- Портрет тревожного ребенка
- Как выявить тревожного ребенка
- Критерии определения тревожности у ребенка
- Признаки тревожности
- Критерии определений страха разлуки
- Как помочь тревожному ребенку
- Повышение самооценки
- Обучение детей умению управлять своим поведением
- Снятие мышечного напряжения
- Работа с родителями тревожного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
- Как играть с тревожными детьми
- Подвижные игры
- Игры, способствующие расслаблению
- Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
- Игры за партами
- Глава 4 аутичные дети
- Что такое “аутизм”?
- Портрет аутичного ребенка
- Как выявить аутичного ребенка
- Как помочь аутичному ребенку
- Работа с родителями аутичного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
- Как играть с аутичными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 5 рисуют наши дети
- Рисунки гиперактивных детей
- Рисунки агрессивных детей
- Рисунки тревожных детей
- Рисунки аутичных детей
- Вместо заключения или мир глазами ребенка
- Список литературы
- Список рекомендуемой литературы