О программе “Сообщество”
В основу этой книги положены принципы, которые реализуются в рамках программы “Сообщество”, поэтому прежде всего мы хотели бы ознакомить Вас с этой программой.
Когда в группу детского сада, работающего по программе “Сообщество”, впервые приходит ребенок, его поражает обилие игрушек и их доступность.
Когда в группу впервые входят папы и мамы, они удивляются способу организации пространства: “Странно, детей много, а никто друг другу не мешает”.
Когда в группу впервые входит воспитатель, он, окинув опытным взглядом все вокруг, мысленно отмечает, где и какое занятие можно провести.
Когда в группу впервые входит психолог, он немеет от восторга. Обо всем, что имеется в группе, начиная от расстановки мебели и заканчивая содержимым каждого контейнера, мечтает каждый работающий с детьми психолог.
А если ребенок, родитель, воспитатель и психолог “погостят” в группе подольше, они, безусловно, поймут: здесь все делается для ребенка и вместе с ребенком.
Что же такое программа “Сообщество”?
В наше время никого уже не удивишь рождением еще одной образовательной программы. Однако выбор программы — это всегда большая ответственность и для родителей и для педагогов. Какая же школа, какая образовательная программа нужна нам сегодня? Многие годы педагоги из разных стран пытаются совместить и примирить два, казалось бы, противоположных понятия: “групповое обучение” и “индивидуальный подход”. И вот тут-то на помощь приходит программа “Сообщество”, которая учитывает как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для достижения этой цели используется целый ряд технологий, о них пойдет речь дальше.
Образовательная программа “Сообщество” (первоначальное название — “Шаг за шагом”) — Международный проект института “Открытое общество”, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Это единственная в России программа непрерывного образования. Она ориентирована на детей в возрасте от рождения до девяти лет. В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока. Все новые и новые участники подключаются к обучению в специально созданных центрах и начинают внедрять основные принципы программы “Сообщество” в своей работе. В настоящее время программа распространяется Российским фондом по развитию образования “Сообщество”, сетью его филиалов и учебных центров.
Философия программы основана на гуманистической идее о праве ребенка на собственный путь развития. Одна из ее главных целей — способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.
В связи с этим внедрение данной программы предполагает три основных направления:
индивидуализацию работы с ребенком;
предоставление ребенку свободы выбора;
вовлечение семьи в процесс воспитания.
Программа содержит ряд конкретных технологий, четкое следование которым позволяет добиться высоких результатов.
Так, в целях реализации принципа индивидуализации используется уникальная технология наблюдения и планирования. За каждым ребенком ведется целенаправленное наблюдение всеми взрослыми, которые с ним работают, причем — с обязательной письменной фиксацией. На основе этих наблюдений педагоги, учитывая сильные и слабые стороны ребенка, составляют индивидуальную программу развития каждого своего воспитанника или ученика, ставят ближайшие цели на день, на неделю и долгосрочные — на 2—3 месяца. Затем составляется “Карта группы” на текущую неделю, в которой, учитывая потребности каждого ребенка, воспитатели или учителя планируют индивидуальные занятия и занятия с малыми группами детей, имеющих сходные проблемы. Фронтальные занятия не проводятся вовсе.
Все пространство группы или класса поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы. Например, Центр песка и воды, Центр настольных игр и математики, Центр изобразительного творчества, Центр кулинарии.
Каждое утро дети, придя в детский сад, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься. Групповой сбор — один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы. Затем педагог сообщает, что ждет их в каждом Центре активности, и они выбирают себе занятие по душе.
Дети быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Иногда дети испытывают затруднения не только при выборе вида деятельности надень, но, даже выбирая, что надеть сегодня. Возможность ежедневной тренировки этого навыка способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность, что, в свою очередь, пригодится им во взрослой жизни.
Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Конечно, это можно сделать лишь на основании наблюдения и планирования, о которых говорилось выше.
Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Воспитатели и учителя выступают лишь в роли помощников ребенка. Так как программа предусматривает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, дети и педагоги вступают в равноправное партнерское общение.
Главная цель педагога — способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения. Конечно, подобная система образования и воспитания окажется сложной для реализации, если внедрять ее будет только один педагог. Поэтому в каждой группе детского сада одновременно должны присутствовать трое взрослых (воспитатель, ассистент и помощник воспитателя), а в школе — два учителя. В роли ассистента могут выступать желающие помочь педагогу родители.
Вовлечение семьи в работу с ребенком — неотъемлемая часть программы “Сообщество”. Недостатка в волонтерах не бывает. Родители, видя, как много делается для их ребенка, какие результаты приносит реализация индивидуальной программы обучения и развития, составленной педагогами именно для их ребенка, сами предлагают свою по-
мощь. Да и для родителей делается немало. Тренинга, семинары, конференции, праздники, клубы, неформальные встречи — все это способствует рождению сплоченного коллектива педагогов и родителей.
Таким образом, благодаря программе “Сообщество”, дети приобретают доброжелательное отношение всех взрослых, навыки партнерского общения со сверстниками и педагогами, умение самостоятельно принимать решения; родители начинают лучше понимать своего ребенка и особенности его развития; педагоги повышают уровень профессионального мастерства, получая моральное удовлетворение от того, что педагогический процесс стал намного эффективней.
Работа по программе — это коллективная деятельность, поэтому в тех детских садах и школах, где она внедряется, создается сплоченная группа единомышленников, команда людей, которые стремятся к одной цели: помочь детям. И, естественно, программа не может быть реализована без психолога.
Технология программы построена таким образом, что в организации пространства и форм взаимодействия взрослого и ребенка заложено все необходимое для проведения коррекционной работы психолога с разными категориями детей.
Мы понимаем, что далеко не во всех детских садах и школах можно создать такие условия, однако рекомендации, которые мы приводим в книге, применимы в любом случае, самое главное — искренне стремиться помочь детям.
Успехов Вам!
- Лютова е.К., Монина г.Б.
- Глава 3. Тревожные дети 43
- Глава 4 аутичные дети 60
- От авторов
- Структура книги
- О программе “Сообщество”
- Глава 1. Гиперактивные дети
- Что такое гиперактивность?
- Портрет гиперактивного ребенка
- Как выявить гиперактивного ребенка
- Как помочь гиперактивному ребенку
- Работа с родителями гиперактивного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
- Как играть с гиперактивными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 2. Агрессивные дети
- Что такое агрессивность?
- Портрет агрессивного ребенка
- Как выявить агрессивного ребенка
- Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
- Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
- Как помочь агрессивному ребенку
- Работа с гневом
- Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
- Работа с родителями агрессивного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
- Как играть с агрессивными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 3. Тревожные дети
- Что такое тревожность?
- Портрет тревожного ребенка
- Как выявить тревожного ребенка
- Критерии определения тревожности у ребенка
- Признаки тревожности
- Критерии определений страха разлуки
- Как помочь тревожному ребенку
- Повышение самооценки
- Обучение детей умению управлять своим поведением
- Снятие мышечного напряжения
- Работа с родителями тревожного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
- Как играть с тревожными детьми
- Подвижные игры
- Игры, способствующие расслаблению
- Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
- Игры за партами
- Глава 4 аутичные дети
- Что такое “аутизм”?
- Портрет аутичного ребенка
- Как выявить аутичного ребенка
- Как помочь аутичному ребенку
- Работа с родителями аутичного ребенка
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
- Как играть с аутичными детьми
- Подвижные игры
- Игры за партами
- Глава 5 рисуют наши дети
- Рисунки гиперактивных детей
- Рисунки агрессивных детей
- Рисунки тревожных детей
- Рисунки аутичных детей
- Вместо заключения или мир глазами ребенка
- Список литературы
- Список рекомендуемой литературы