Основные положения эриксона относительно природы человека
Роберт Коулз в биографической работе об Эриксоне написал: "Когда один человек надстраивает теоретическую конструкцию, возведенную другим человеком, он не всегда следует каждому принципу своего предшественника" (Coles, 1970, р. XX). Положения Эриксона в самом деле отличаются от фрейдовских. Его позиция в отношении исходных положений о природе человека обозначена на рис. 5-1.
| Сильн. | Умерен. | Слабая | Средняя | Слабая | Умерен. | Сильн. |
|
Свобода |
|
|
|
|
| + |
| Детерминизм |
Рациональность |
| + |
|
|
|
|
| Иррациональность |
Холизм | + |
|
|
|
|
|
| Элементализм |
Конституционализм |
|
|
|
|
|
| + | Инвайронментализм |
Изменяемость | + |
|
|
|
|
|
| Неизменность |
Субъективность |
|
|
|
|
| + |
| Объективность |
Проактивность |
| + |
|
|
|
|
| Реактивность |
Гомеостаз |
|
|
|
|
| + |
| Гетеростаз |
Познаваемость |
| + |
|
|
|
|
| Непознаваемость |
Рис. 5-1
Позиция Эриксона по девяти основным положениям, касающимся природы человека.
Свобода – детерминизм. С точки зрения Эриксона, поведение человека изначально детерминировано. Биологическое созревание при взаимодействии с расширяющейся сферой социальных отношений индивидуума дает сложную систему поведенческих детерминант. Воспитание в родительской семье, опыт школьных лет, отношения в группах сверстников и возможности данной культуры – все это играет огромную роль в определении направления жизни человека. В сущности, результаты первых четырех стадий психосексуального развития практически полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение кризисов, свойственных остальным четырем стадиям, в меньшей степени зависит от внешних факторов. Эриксон твердо убежден в том, что у каждого человека, особенно в течение последних четырех стадий, есть определенная возможность разрешить и предыдущий, и нынешний кризисы. Таким образом, в теории Эриксона наблюдается некоторое подтверждение положения о свободе, согласно которому индивидуумы сами несут ответственность за свои успехи и неудачи.
Хотя Эриксон рассматривает Оно как биологический фундамент личности, он не всецело привержен детерминизму, как это видно из его теории развития Я. Он рассматривает Я как самостоятельную личностную структуру, которая существенно меняется на отрезке жизни от юности и дальше. В отличие от Фрейда, Эриксон не считает, что личность полностью складывается под влиянием детского опыта. Тем не менее, жизненный выбор взрослых всегда несет на себе отпечаток ограничений, налагаемых никогда не прекращающимся влиянием детского опыта. Например, трудно достичь близости в периоде ранней взрослости, если ранее не было сформировано чувство базального доверия. Итак, по шкале свобода-детерминизм больший вес получает детерминизм.
Рациональность – иррациональность. В том, что психосоциальное развитие самостоятельного Я вызывает наибольший теоретический интерес Эриксона, выражается его неизменная приверженность положению рациональности. В его теории мыслительные процессы как таковые представляют главный аспект функционирования эго: это наиболее очевидно проявляется в том, как разрешаются четыре последних психосоциальных кризиса жизненного цикла.
Как и другие эго-психологи психоаналитической ориентации, Эриксон понимает, что недооценка рациональности в объяснении поведения человека являлась недостатком Фрейда. Однако он часто утверждал, что поддерживает психоаналитическую традицию и принимает концепции Фрейда как таковые – например, биологические и половые основы личности и ее структурную модель (Оно, Я и Сверх-Я). Не выходя за пределы психоаналитического каркаса, Эриксон переместил акцент на Я, сознание и рациональность. Он видит в людях гораздо больше рассудочности, чем Фрейд.
Холизм – элементализм. Сильная приверженность Эриксона положению холизма в описании человека отчетливо видна в его эпигенетической концепции развития, согласно которой люди проходят через восемь стадий психосоциального опыта. На этом пути они пытаются преодолевать наиболее глубокие кризисы – например, кризис самотождественности, кризис цельности Я – и всегда действуют в пределах матрицы сложнейших личностных, культурных и исторических влияний.
Сравним для примера, какое звучание получает принцип холизма, лежащий в основе двух концепций: самотождественности Я (подростковый возраст) и цельности Я (поздняя зрелость). В первом случае, согласно теории Эриксона, люди проживут немало лет, прежде чем поймут, кто они такие, и у них разовьется стабильное чувство преемственности между прошлым и будущим. Отдельные проявления поведения подростков можно понять только при условии включения их в контекст целостного гештальта, характерного для кризиса "самотождественность Я – ролевое смешение". В течение периода зрелости и пожилого возраста человек пытается охватить сознанием свою жизнь как единое целое, осмыслить ее, понять ее значение и увидеть ее в перспективе. Поведение пожилого человека можно объяснить в ключе холистического понимания кризиса "цельность Я – отчаяние". Таким образом, в эпигенетической концепции Эриксона человек рассматривается только в плане его полного жизненного цикла, который проходит при постоянном влиянии сложного контекста окружающей среды.
Конституционализм – инвайронментализм. Тяготение Эриксона к инвайронментализму выражается в том, что особое внимание при описании развития личности он уделяет факторам родительского воспитания, культуры и истории. Жизненный путь человека следует понимать только в контексте этих внешних влияний. Полнота разрешения психосоциальных кризисов раннего возраста зависит в основном от родительского воспитания; сама же практика воспитания обусловлена культурными и историческими факторами. Разрешение последующих психосоциальных кризисов является функцией от взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями, предоставленными культурой. Инвайронментализм Эриксона распространяется очень широко. Тем не менее, эта позиция, хотя и является сильной, все же не безоговорочно абсолютна, поскольку Эриксон разделяет мнение Фрейда о биологической, инстинктивной основе личности.
Изменяемость – неизменность. Теория Эриксона, бесспорно, построена на положении изменяемости. Он тщательно обрисовал направление, в котором совершенствуется Я – через определенную последовательность психосоциальных стадий, начиная от рождения, через зрелые годы и в старости до самой смерти. Напомним, что каждая стадия характеризуется специфичным для нее кризисом развития. В зависимости от того, как разрешается кризис, рост личности индивидуума идет в том или ином направлении. Короче говоря, Эриксон описывает человека постоянно эволюционирующим и пытающимся справиться с проблемами, встающими перед ним на каждой стадии.
Согласно Эриксону, жизнь человека характеризуется неизбежными изменениями. Если посмотреть на это в широком контексте истории развития индивида, то мы увидим, что люди в нескончаемой борьбе решают все новые и новые проблемы, связанные с их развитием; они переживают поворотные моменты в своей жизни, приобретают новые качества Я и меняются. Разногласия между Эриксоном и Фрейдом по вопросу об изменяемости – неизменности являются, возможно, самыми решающими в их теоретических позициях. Для Фрейда личность взрослого человека полностью детерминирована взаимодействиями, которые имели место в первые годы его жизни. Напротив, Эриксон настаивает на том, что развитию человека нет пределов – оно происходит на протяжении всего жизненного цикла.
Субъективность – объективность. Основные понятия, использованные Эриксоном для описания психосоциального роста (например, доверие, недоверие, надежда), имеют отношение к значимым субъективным переживаниям человека. Более того, способность каждого человека справиться с данным психосоциальным кризисом зависит от разрешения предыдущего кризиса, которое всегда индивидуально. Но сами по себе кризисы развертываются благодаря взаимодействию биологического созревания с расширяющимся социальным миром. Биологическое созревание не является индивидуально уникальным. Эриксон рассматривает его в постоянном взаимодействии с объективными внешними факторами (например, с семьей и обществом). В этом смысле психосоциальные стадии и кризисы предстают объективно детерминированными, что, несомненно, указывает на приверженность Эриксона положению объективности.
Проактивность – реактивность. Индивидуум в системе Эриксона в начале своего развития обладает выраженной реактивностью, но с течением времени, переходя из одной психосоциальной стадии в другую, становится более проактивным. Фактически успешное разрешение первых четырех кризисов (надежда, сила воли, цель, компетентность) является прелюдией к проактивному функционированию на последующих стадиях. Однако на протяжении ранних стадий биологическое созревание накладывает ограничения на возможности человека выстраивать поведение по собственному усмотрению.
В описании Эриксоном последующих четырех стадий от юности до старости, наоборот, ясно выражена идея о том, что люди способны к внутренней регуляции своего поведения. Такие понятия, как поиск самотождественности, близость, продуктивность и цельность Я, лучше раскрываются в контексте проактивности. Итак, в теоретической схеме Эриксона люди на протяжении большей части своей жизни, в целом, проактивны. Однако, по мере продвижения от одной стадии к другой, развитие человека зависит от его реакций на биологические, социальные и исторические реалии. И в этом широком смысле можно считать, что во взгляде Эриксона на природу человека имеет место некоторое признание реактивности.
Гомеостаз – гетеростаз. С точки зрения Эриксона, люди постоянно принимают вызов в ходе каждого психосоциального кризиса и каждый кризис содержит в себе потенциальную возможность для человека вырасти и расширить свои возможности. Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии к следующему. Это движение вперед позволяет, несомненно, увидеть принцип гетеростаза в понимании мотивации человека. Природа человека требует личностного роста и ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития.
Еще одним свидетельством принципа гетеростаза у Эриксона является тот факт, что благополучное разрешение каждого психосоциального кризиса предоставляет индивидууму все больше возможностей для роста и самоосуществления. Например, весь период зрелости (примерно 45 лет жизни) описан в терминах продуктивность-застой. Использование этих понятий отражает наличие внутренних связей между личностным ростом и здоровым развитием в теории Эриксона. Однако наблюдаемая у него тенденция склоняться в сторону гетеростаза несколько сдерживается тем обстоятельством, что он разделяет позицию Фрейда относительно биологического, инстинктивного фундамента личности. Люди стремятся к росту и развитию, но оно возможно только в пределах ограничений, обусловленных их инстинктивными резервами. Таким образом, степень принятия Эриксоном положения гетеростаза лучше всего охарактеризовать как умеренную.
Познаваемость – непознаваемость. Несмотря на то, что Эриксон согласен с некоторыми традиционными психоаналитическими концепциями личности, он сформулировал и новые идеи, основанные на различных клинических, антропологических и психоисторических исследовательских стратегиях. Некоторые признаки принятия положения полной познаваемости природы человеческой личности содержатся в его всеобъемлющей концепции жизненного цикла человека. Тем не менее, тот факт, что он опирается на междисциплинарные исследования, проводимые за рамками "основной" науки, наряду с отсутствием в его теории строго научных методов исследования личности, наводит на предположение о том, что его уверенность в познаваемости человека средствами науки далека от абсолютной. По сравнению с Фрейдом Эриксон кажется менее убежденным в неоспоримости научной познаваемости человека.
Теперь обратимся к эмпирической проверке теории Эриксона и рассмотрим некоторые исследования, ей посвященные.
- Теории личности
- Компоненты теории личности
- 1. Структура личности
- 2. Мотивация
- 3. Развитие личности
- 4. Психопатология
- 5. Психическое здоровье
- 6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
- Критерии оценки теории личности
- Основные положения, касающиеся природы человека
- Глава 2 исследование и оценка в психологии личности
- Метод анамнеза
- Корреляционный метод
- Экспериментальный метод
- Оценка личности
- Типы методов оценки
- Глава 3 психодинамическое направление: Зигмунд Фрейд
- Зигмунд фрейд: психодинамическая теория личности Биографический очерк
- Психоанализ: основные концепции и принципы
- Инстинкты – движущая сила поведения
- Развитие личности: психосексуальные стадии
- Природа тревоги
- Основные положения фрейда относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация психодинамических концепций
- Применение: психоаналитическая терапия – исследование бессознательного
- Глава 4 результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Альфред адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
- Основные положения адлера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
- Применение: невроз и его лечение
- Глава 5
- Эрик эриксон: эго-теория личности Биографический очерк
- Эпигенетический принцип
- Развитие личности: психосоциальные стадии
- 1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
- 2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение
- 3. Возраст игры: инициативность – вина
- 4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность
- 5. Юность: самотождественность я – ролевое смешение
- 6. Ранняя зрелость: близость – изоляция
- 7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность
- 8. Поздняя зрелость: цельность я – отчаяние
- Основные положения эриксона относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
- Применение: американские подростки, или "кто я такой?"
- Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах
- Глава 6 диспозициональное направление: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк
- Гордон олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк
- Что такое личность
- Концепция черты личности
- Проприум: развитие себя
- Функциональная автономия: прошлое – это прошлое
- Зрелая личность
- Основные положения олпорта относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности
- Применение: изучение ценностей
- Подход к личности с позиции факторного анализа
- Глава 7 научающе-бихевиоральное направление: б.Ф.Скиннер
- Б.Ф.Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк
- Подход скиннера к психологии
- Респондентное и оперантное поведение
- Основные положения скиннера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения
- Применение: лечение, основанное на оперантном научении
- Глава 8 социально-когнитивное направление: Альберт Бандура и Джулиан Роттер
- Альберт бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основные принципы социально-когнитивной теории
- Научение через моделирование
- Подкрепление в научении через наблюдение
- Основные положения бандуры относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории
- Применение: "власть человеку" – саморегулируемое изменение
- Глава 9 когнитивное направление: Джордж Келли
- Джордж келли: когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основы когнитивной теории
- Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
- Основной постулат и некоторые выводы из него
- Основные положения келли относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории
- Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли
- Глава 10 гуманистическое направление: Абрахам Маслоу
- Абрахам маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк
- Основные принципы гуманистической психологии
- Мотивация: иерархия потребностей
- Дефицитарная мотивация и мотивация роста
- Основные положения маслоу относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории
- Применение: характеристики самоактуализирующихся людей
- Глава 11 феноменологическое направление: Карл Роджерс
- Карл роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк
- Точка зрения роджерса на природу человека
- Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации
- Феноменологическая позиция роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- Основные положения роджерса относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории
- Применение: терапия, центрированная на человеке
- Глава 12 психология личности: новые направления
- Основные положения в ретроспективе
- Оценка теорий личности
- Наступление эры персонологии
- Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности
- 1. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования
- 2. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение
- 3. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности
- 4. Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте
- 5. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека