Природа тревоги
Самые первые результаты Фрейда в терапии расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, чем физиологическими, вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность впервые привела его (в 1890-е годы) к предположению о том, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо. В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения является результатом не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха. Однако по мере накопления опыта в лечении неврозов Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги и страха является неверной. Спустя 30 лет он пересмотрел свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией Я и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом (Freud, 1926).
Откуда берет начало тревога
Согласно приведенному тезису, первичный источник испытываемой человеком тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и внешним возбуждением. Так как младенцы не способны контролировать свой новый мир, их переполняет расплывчатое чувство надвигающейся опасности. Эта ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения. С точки зрения Фрейда, переживание биологического отъединения от матери является травмирующим, и поэтому последующие ситуации разъединения (например, ребенок остается один; он покинут в темноте или обнаружил незнакомого человека там, где ожидал найти мать) вызывают реакцию сильной тревоги. Подобное ощущение сильного стресса и беспомощности переживается при рождении, отлучении от груди, а позднее проявляется в страхе кастрации. Все такого рода переживания приводят к возрастанию напряжения и мрачным предчувствиям.
Типы тревоги: каким образом люди ощущают тревогу?
В зависимости от того, откуда исходит угроза для Я (из внешнего окружения, от Оно или Сверх-Я), психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги.
Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира (например, опасные животные или выпускной экзамен) называется реалистической тревогой. Она в основном является синонимом страха и может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности. Реалистическая тревога стихает, как только исчезает сама угроза. В целом, реалистическая тревога помогает обеспечить самосохранение.
Невротическая тревога. Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Оно станут осознанными, называется невротической тревогой. Она обусловлена боязнью, что Я окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения, особенно половые или агрессивные. Тревога в данном случае проистекает из страха, что, когда ты сделаешь что-то ужасное, это повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия. Так, например, маленький ребенок быстро усваивает, что активная разрядка его побуждений либидо или деструктивных стремлений будет чревата угрозой наказания со стороны родителей или других социальных фигур. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая, потому что наказание обычно исходит из внешнего источника. Поэтому развертываются защитные механизмы Я, имеющие целью сдерживание инстинктивных импульсов ребенка – в результате последние всплывают на поверхность только в форме общего опасения. И только тогда, когда инстинктивные импульсы Оно угрожают прорваться через контроль Я, возникает невротическая тревога.
Моральная тревога. Когда Я испытывает угрозу наказания со стороны Сверх-Я, результирующий эмоциональный ответ называется моральной тревогой. Моральная тревога возникает всегда, когда Оно стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и Сверх-Я отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения. Моральная тревога происходит от объективного страха родительского наказания за какие-то поступки или действия (например, за непристойные ругательства или воровство в магазине), которые нарушают перфекционистские требования Сверх-Я. Сверх-Я направляет поведение в русло действий, вписывающихся в моральный кодекс индивидуума. Последующее развитие Сверх-Я ведет к социальной тревоге, которая возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий. Позднее Фрейд убедился в том, что тревога, берущая свое начало из Сверх-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание грядущего возмездия за прошлые или настоящие грехи.
Защитные механизмы Я
Основная психодинамическая функция тревоги – помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время. Защитные механизмы Я помогают осуществлению этих функций, а также охраняют человека от захлестывающей его тревоги. Фрейд определял защитные механизмы Я как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Оно и встречного давления со стороны Сверх-Я. Фрейд полагал, что Я реагирует на угрозу прорыва импульсов Оно двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги (Cramer, 1987). Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.
Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.
Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность). Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.
Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик (Adorno et al., 1950).
Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.
Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.
Реактивное образование. Иногда Я может защищаться от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кинокомпании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.
Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, – это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как "надуться и не разговаривать" с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.
Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми (Golden, 1987). Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность – такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.
Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни (Cohen, 1969, р. 34).
Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: "Этого со мной просто не может случиться", несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).
Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила Я. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности (Vaillant, 1986).
Завершив обсуждение ключевых психоаналитических концепций Фрейда, обратимся к исходным положениям, лежащим в основе его глубокой теории человеческой природы.
- Теории личности
- Компоненты теории личности
- 1. Структура личности
- 2. Мотивация
- 3. Развитие личности
- 4. Психопатология
- 5. Психическое здоровье
- 6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
- Критерии оценки теории личности
- Основные положения, касающиеся природы человека
- Глава 2 исследование и оценка в психологии личности
- Метод анамнеза
- Корреляционный метод
- Экспериментальный метод
- Оценка личности
- Типы методов оценки
- Глава 3 психодинамическое направление: Зигмунд Фрейд
- Зигмунд фрейд: психодинамическая теория личности Биографический очерк
- Психоанализ: основные концепции и принципы
- Инстинкты – движущая сила поведения
- Развитие личности: психосексуальные стадии
- Природа тревоги
- Основные положения фрейда относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация психодинамических концепций
- Применение: психоаналитическая терапия – исследование бессознательного
- Глава 4 результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Альфред адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
- Основные положения адлера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
- Применение: невроз и его лечение
- Глава 5
- Эрик эриксон: эго-теория личности Биографический очерк
- Эпигенетический принцип
- Развитие личности: психосоциальные стадии
- 1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
- 2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение
- 3. Возраст игры: инициативность – вина
- 4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность
- 5. Юность: самотождественность я – ролевое смешение
- 6. Ранняя зрелость: близость – изоляция
- 7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность
- 8. Поздняя зрелость: цельность я – отчаяние
- Основные положения эриксона относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
- Применение: американские подростки, или "кто я такой?"
- Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах
- Глава 6 диспозициональное направление: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк
- Гордон олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк
- Что такое личность
- Концепция черты личности
- Проприум: развитие себя
- Функциональная автономия: прошлое – это прошлое
- Зрелая личность
- Основные положения олпорта относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности
- Применение: изучение ценностей
- Подход к личности с позиции факторного анализа
- Глава 7 научающе-бихевиоральное направление: б.Ф.Скиннер
- Б.Ф.Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк
- Подход скиннера к психологии
- Респондентное и оперантное поведение
- Основные положения скиннера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения
- Применение: лечение, основанное на оперантном научении
- Глава 8 социально-когнитивное направление: Альберт Бандура и Джулиан Роттер
- Альберт бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основные принципы социально-когнитивной теории
- Научение через моделирование
- Подкрепление в научении через наблюдение
- Основные положения бандуры относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории
- Применение: "власть человеку" – саморегулируемое изменение
- Глава 9 когнитивное направление: Джордж Келли
- Джордж келли: когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основы когнитивной теории
- Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
- Основной постулат и некоторые выводы из него
- Основные положения келли относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории
- Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли
- Глава 10 гуманистическое направление: Абрахам Маслоу
- Абрахам маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк
- Основные принципы гуманистической психологии
- Мотивация: иерархия потребностей
- Дефицитарная мотивация и мотивация роста
- Основные положения маслоу относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории
- Применение: характеристики самоактуализирующихся людей
- Глава 11 феноменологическое направление: Карл Роджерс
- Карл роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк
- Точка зрения роджерса на природу человека
- Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации
- Феноменологическая позиция роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- Основные положения роджерса относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории
- Применение: терапия, центрированная на человеке
- Глава 12 психология личности: новые направления
- Основные положения в ретроспективе
- Оценка теорий личности
- Наступление эры персонологии
- Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности
- 1. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования
- 2. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение
- 3. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности
- 4. Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте
- 5. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека