Эрик эриксон: эго-теория личности Биографический очерк
Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.
В отличие от других персонологов, упомянутых в этой книге, Эриксон не получил формального высшего образования после окончания школы. Он учился в "гуманистической гимназии" в Германии и, несмотря на то, что был посредственным студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эриксон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художественным галереям.
В 1927 году "мораторий" на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и "герр Эрик", как его нежно называли, присоединился к ним.
Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марии Монтессори в Вене.
В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе.
В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка – тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.
В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 года он – профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния. С этого времени начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышлений; Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании. Позднее он был восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но предпочел отказаться из солидарности с теми, кто обвинялся в этом же "преступлении". Свою первую книгу "Детство и общество" он опубликовал в 1950 году (она была переработана и переиздана в 1963 году).
Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.
В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс, – частный центр восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями. Эту работу он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития, первоначально сформулированную в книге "Детство и общество".
В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года.
После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием "Истина Ганди" (1969) получило Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: "Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование" (1958), "Инсайт и ответственность" (1964а); "Самотождественность: кризис юности" (1968а), а также второе издание "Юность: изменение и вызов" (1963b). Роберт Коулз, психиатр из Гарварда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии "Эрик Эриксон: плоды трудов" (Coles, 1970). Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: "В поисках общей почвы" (1973); "История жизни и исторический момент" (1975); "Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта" (1977); "Самотождественность и жизненный цикл" (1979); "Зрелость" (1978); "Целостный жизненный цикл" (1982); "Жизненная вовлеченность в старости" (1986).
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ: РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития Я (эго). Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от Оно к Я, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно Я составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал Я как самостоятельную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие Оно и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что Я борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что Я – это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям Я, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется Я у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие Я неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.
В-третьих, теория развития Я охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.
И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества Я, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.
Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и половые основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (Оно, Я, Сверх-Я). Однако, несмотря на наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретические посылки Эриксона отличаются от таковых в классическом психоанализе.
- Теории личности
- Компоненты теории личности
- 1. Структура личности
- 2. Мотивация
- 3. Развитие личности
- 4. Психопатология
- 5. Психическое здоровье
- 6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
- Критерии оценки теории личности
- Основные положения, касающиеся природы человека
- Глава 2 исследование и оценка в психологии личности
- Метод анамнеза
- Корреляционный метод
- Экспериментальный метод
- Оценка личности
- Типы методов оценки
- Глава 3 психодинамическое направление: Зигмунд Фрейд
- Зигмунд фрейд: психодинамическая теория личности Биографический очерк
- Психоанализ: основные концепции и принципы
- Инстинкты – движущая сила поведения
- Развитие личности: психосексуальные стадии
- Природа тревоги
- Основные положения фрейда относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация психодинамических концепций
- Применение: психоаналитическая терапия – исследование бессознательного
- Глава 4 результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Альфред адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
- Основные положения адлера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
- Применение: невроз и его лечение
- Глава 5
- Эрик эриксон: эго-теория личности Биографический очерк
- Эпигенетический принцип
- Развитие личности: психосоциальные стадии
- 1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
- 2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение
- 3. Возраст игры: инициативность – вина
- 4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность
- 5. Юность: самотождественность я – ролевое смешение
- 6. Ранняя зрелость: близость – изоляция
- 7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность
- 8. Поздняя зрелость: цельность я – отчаяние
- Основные положения эриксона относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
- Применение: американские подростки, или "кто я такой?"
- Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах
- Глава 6 диспозициональное направление: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк
- Гордон олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк
- Что такое личность
- Концепция черты личности
- Проприум: развитие себя
- Функциональная автономия: прошлое – это прошлое
- Зрелая личность
- Основные положения олпорта относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности
- Применение: изучение ценностей
- Подход к личности с позиции факторного анализа
- Глава 7 научающе-бихевиоральное направление: б.Ф.Скиннер
- Б.Ф.Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк
- Подход скиннера к психологии
- Респондентное и оперантное поведение
- Основные положения скиннера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения
- Применение: лечение, основанное на оперантном научении
- Глава 8 социально-когнитивное направление: Альберт Бандура и Джулиан Роттер
- Альберт бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основные принципы социально-когнитивной теории
- Научение через моделирование
- Подкрепление в научении через наблюдение
- Основные положения бандуры относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории
- Применение: "власть человеку" – саморегулируемое изменение
- Глава 9 когнитивное направление: Джордж Келли
- Джордж келли: когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основы когнитивной теории
- Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
- Основной постулат и некоторые выводы из него
- Основные положения келли относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории
- Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли
- Глава 10 гуманистическое направление: Абрахам Маслоу
- Абрахам маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк
- Основные принципы гуманистической психологии
- Мотивация: иерархия потребностей
- Дефицитарная мотивация и мотивация роста
- Основные положения маслоу относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории
- Применение: характеристики самоактуализирующихся людей
- Глава 11 феноменологическое направление: Карл Роджерс
- Карл роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк
- Точка зрения роджерса на природу человека
- Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации
- Феноменологическая позиция роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- Основные положения роджерса относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории
- Применение: терапия, центрированная на человеке
- Глава 12 психология личности: новые направления
- Основные положения в ретроспективе
- Оценка теорий личности
- Наступление эры персонологии
- Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности
- 1. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования
- 2. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение
- 3. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности
- 4. Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте
- 5. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека