2. Мотивация
Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации, или, другими словами, процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот примерный тип вопросов, относящихся к этому второму компоненту теории личности: "Почему люди ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?", "Какие специфические мотивы заставляют человека действовать и направляют его поступки?"
Усилия, сопряженные с попытками понимания преходящих, текущих аспектов поведения, привели к множеству теоретических находок. В некоторых теориях высказывается предположение, что все личностные процессы – от сексуальной разрядки до чувства юмора – происходят от попыток индивидуума уменьшить напряжение. Так называемая редукционистская модель мотивации, первоначально описанная Фрейдом, предполагает, что физиологические (биогенные) потребности индивида создают напряжение, и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных потребностей. Многие виды основных жизненных потребностей, такие как голод, жажда, потребность в сне, в половых отношениях, укладываются в объяснение мотивации человека с позиции редукции напряжения. В противоположность редукционистским, другие теории делают основной упор на стремление человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью наслаждения. Приверженцы этой точки зрения утверждают: по мере того как человек взрослеет, его поведение все чаще направляется на приобретение навыков и умений в основном для того, чтобы повысить компетентность или эффективно взаимодействовать с окружением, и все реже его поведение бывает направлено исключительно на уменьшение напряжения.
Конечно, мы не должны ограничиваться ни редукционистской моделью мотивации человека, ни моделью мотивации компетентностью. Маслоу, выдающийся теоретик в области мотивации, полагал, что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и тогда он стремится уменьшить напряжение. В другое время его ведут за собой возрастающие потребности, и тогда он стремится усилить напряжение, пользуясь этим как средством осуществления возможностей своей личности. Хотя подобный обобщенный взгляд и кажется правдоподобным, все же большинство теоретиков склоняются к использованию одной из этих двух моделей при объяснении мотивации поведения человека.
- Теории личности
- Компоненты теории личности
- 1. Структура личности
- 2. Мотивация
- 3. Развитие личности
- 4. Психопатология
- 5. Психическое здоровье
- 6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
- Критерии оценки теории личности
- Основные положения, касающиеся природы человека
- Глава 2 исследование и оценка в психологии личности
- Метод анамнеза
- Корреляционный метод
- Экспериментальный метод
- Оценка личности
- Типы методов оценки
- Глава 3 психодинамическое направление: Зигмунд Фрейд
- Зигмунд фрейд: психодинамическая теория личности Биографический очерк
- Психоанализ: основные концепции и принципы
- Инстинкты – движущая сила поведения
- Развитие личности: психосексуальные стадии
- Природа тревоги
- Основные положения фрейда относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация психодинамических концепций
- Применение: психоаналитическая терапия – исследование бессознательного
- Глава 4 результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Альфред адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
- Основные положения адлера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
- Применение: невроз и его лечение
- Глава 5
- Эрик эриксон: эго-теория личности Биографический очерк
- Эпигенетический принцип
- Развитие личности: психосоциальные стадии
- 1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
- 2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение
- 3. Возраст игры: инициативность – вина
- 4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность
- 5. Юность: самотождественность я – ролевое смешение
- 6. Ранняя зрелость: близость – изоляция
- 7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность
- 8. Поздняя зрелость: цельность я – отчаяние
- Основные положения эриксона относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории
- Применение: американские подростки, или "кто я такой?"
- Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах
- Глава 6 диспозициональное направление: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк
- Гордон олпорт: диспозициональная теория личности Биографический очерк
- Что такое личность
- Концепция черты личности
- Проприум: развитие себя
- Функциональная автономия: прошлое – это прошлое
- Зрелая личность
- Основные положения олпорта относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности
- Применение: изучение ценностей
- Подход к личности с позиции факторного анализа
- Глава 7 научающе-бихевиоральное направление: б.Ф.Скиннер
- Б.Ф.Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк
- Подход скиннера к психологии
- Респондентное и оперантное поведение
- Основные положения скиннера относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения
- Применение: лечение, основанное на оперантном научении
- Глава 8 социально-когнитивное направление: Альберт Бандура и Джулиан Роттер
- Альберт бандура: социально-когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основные принципы социально-когнитивной теории
- Научение через моделирование
- Подкрепление в научении через наблюдение
- Основные положения бандуры относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории
- Применение: "власть человеку" – саморегулируемое изменение
- Глава 9 когнитивное направление: Джордж Келли
- Джордж келли: когнитивная теория личности Биографический очерк
- Основы когнитивной теории
- Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы
- Основной постулат и некоторые выводы из него
- Основные положения келли относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории
- Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли
- Глава 10 гуманистическое направление: Абрахам Маслоу
- Абрахам маслоу: гуманистическая теория личности Биографический очерк
- Основные принципы гуманистической психологии
- Мотивация: иерархия потребностей
- Дефицитарная мотивация и мотивация роста
- Основные положения маслоу относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории
- Применение: характеристики самоактуализирующихся людей
- Глава 11 феноменологическое направление: Карл Роджерс
- Карл роджерс: феноменологическая теория личности Биографический очерк
- Точка зрения роджерса на природу человека
- Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации
- Феноменологическая позиция роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- Основные положения роджерса относительно природы человека
- Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории
- Применение: терапия, центрированная на человеке
- Глава 12 психология личности: новые направления
- Основные положения в ретроспективе
- Оценка теорий личности
- Наступление эры персонологии
- Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности
- 1. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования
- 2. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение
- 3. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности
- 4. Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте
- 5. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека