logo
Хилько_Возрастнаяя_психология_конспекты лекций

13.4. Индивидуальная работа психолога

Индивидуальная работа включает в себя психологическое консультирование и психотерапию.

Психологическое консультирование – это особая область практической психологии, направленная на оказание психологом-консультантом непосредственной психологической помощи в виде советов и рекомендаций. В основе такой помощи лежат личная беседа психолога со своим подопечным и предварительное изучение проблемы. Советы и рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом, рассчитаны на то, чтобы человек, нуждающийся в помощи, мог самостоятельно воспользоваться ими.

Ниже перечислены цели психологического консультирования.

1. Оказание человеку оперативной помощи в решении возникших у него проблем. Иногда у людей возникают ситуации, требующие срочной помощи психолога. Такие проблемы называются оперативными.

2. Оказание человеку помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне мог бы справиться самостоятельно, но тем не менее нуждается в общежитейском совете, основанном на здравом смысле.

3. Оказание временной помощи человеку, который нуждается в длительном и постоянном воздействии, но в силу тех или иных причин не может себе этого позволить. Помощь в данном случае будет оперативной.

4. Оказание помощи человеку, который имеет представление о том, как вести себя в трудной ситуации, но сомневается в правильности принятого решения. В этом случае он получает профессиональную и моральную поддержку, с помощью психолога укрепляется его вера в свои силы.

5. Оказание человеку помощи в том случае, когда никакой другой возможности получить консультацию у него нет.

Задачи психологического консультирования состоят в следующем:

• уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент;

• информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, реальной степени ее серьезности (проблемное информирование);

• изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли он самостоятельно справиться с возникшей проблемой;

• четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему;

• оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы;

• обучение клиента тому, как в будущем лучше всего предупредить возникновение подобных проблем (программа психопрофикактики);

• передача клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно силами самого клиента без специальной психологической подготовки.

Чаще всего к психологу обращаются люди, составляющие средний класс населения. Обычно они не очень хорошо приспособлены к жизни, имеют те или иные эмоциональные отклонения, которые являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустраций. Человек идет на прием к психологу, когда он не знает, как поступить в той или иной ситуации, или находится в состоянии душевного расстройства, или ему кажется, что с ним и его близкими происходит что-то ужасное.

Причины, по которым человек обращается к психологу-консультанту, таковы:

он знает, как решить проблему, но ищет эмоциональной поддержки;

он знает, что делать, но ему нужен совет профессионала;

он не знает, какой способ выбрать для решения проблемы;

ему надо просто с кем-то поговорить (чаще всего это одинокие люди).

Виды психологического консультирования:

1) интимно-личностное консультирование – это консультации, в ходе которых человек решает личностные проблемы (недовольство самим собой, проблемы интимных отношений и др.);

2) семейные консультации – это консультирование по вопросам, касающимся семейных отношений (оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных отношениях и др.);

3) психолого-педагогическое консультирование – направлено на решение проблем воспитания и обучения детей;

4) деловое консультирование, в ходе которого решаются деловые проблемы (выбор профессии, организация труда, ведение деловых переговоров и др.).

Психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи тем, что в ходе консультаций психолог в основном дает советы, а их практическая реализация – дело самого клиента; основная психокоррекционная работа проводится клиентом самостоятельно, без помощи психолога; психодиагностика сводится к минимуму, преимущественно идет наблюдение за поведением клиента; психолог-консультант не несет ответственности за конечный результат, а отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой. Психолог играет активную роль в избавлении клиента от проблем, так как именно он предпринимает необходимые действия, роль клиента при этом пассивна. Необходимо непосредственное личное общение клиента с психологом.

Психолог несет непосредственную ответственность за конечный результат своей работы, так как сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Психотерапевт, занимающийся практической коррекцией, обязан профессионально владеть психотерапевтическими методами, так как в их применении заключается основная часть его работы.