5.3. Новообразования периода новорожденности
С первых часов жизни ребенка взрослые являются для него источниками звуковых и слуховых сигналов. Они смотрят на новорожденного, показывают ему разные предметы, разговаривают с ним, активизируя таким образом его ориентировочные реакции.
При наблюдении за рождением и первыми неделями жизни ребенка были получены следующие результаты.
Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем крик становится проявлением негативных эмоций. Новорожденный кричит, когда возникают неприятные ощущения, связанные с потребностью во сне, в пище, тепле, крик является реакцией на мокрые пеленки и т. д. Крик сопровождается мимическими изменениями: сморщиванием лица, покраснением кожи, кроме того, ребенок начинает совершать некоординированные движения.
В первую неделю жизни на лице новорожденного во время сна отмечаются движения, похожие на улыбку. Так как это происходит во сне, исследователи посчитали их спонтанным и рефлекторным сокращением мышц. Также в первую неделю жизни неосознанная улыбка возникает на лице ребенка при высоких звуках и различных звуковых стимулах, но уже к пятой неделе жизни просто человеческий голос не вызывают улыбку, ребенку нужны зрительные стимулы, в частности вид человеческого лица. Реакция на образ и голос взрослого проходит следующим образом: у ребенка возникает торможение общих движений, через 10 секунд на лице появляется выразительная улыбка, которая через 35 секунд исчезает. Так происходит общение со взрослым, которое считается проявлением первой социальной потребности ребенка.
Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливает на нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издавает радостные звуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Появление комплекса оживления является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе к младенчеству.
Д.Б. Эльконин писал: «Улыбка на лице ребенка... является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается самостоятельная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения с взрослыми» (Эльконин Д.Б., 1989).
М.И. Лисина считала, что комплекс оживления свидетельствует о появлении потребности ребенка в общении со взрослыми.
Р. Шпитц и Ф. А. Вольф в своих исследованиях доказали, что в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок улыбается любому человеку, а с 4–5 месяцев начинает улыбаться матери и при виде других знакомых лиц. Посредством улыбки между ребенком и родителями устанавливается положительный эмоциональный контакт, который приводит к привязанности и нежным, теплым отношениям.
Комплекс оживления выходит на первый план, когда в поле зрения ребенка попадает взрослый, – тогда другие потребности теряют свое значение. Ребенок начинает улыбаться и двигаться, желая привлечь внимание взрослых. Такая реакция на близких людей говорит о том, что они являются для ребенка не только необходимым условием для развития, но и его источником. Также установлено, что частое, доброжелательное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное – препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка.
- Марина Хилько Мария Ткачева Возрастная психология: конспект лекций
- Тема 1. Возрастная психология как наука
- 1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
- 1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
- 1.3. Методы исследования в возрастной психологии
- 1.4. Исторический анализ понятия «детство»
- Периоды детского развития по д.Б. Эльконину
- Тема 2. Теории психического развития
- 2.1. Биогенетические и социогенетические концепции
- 2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития
- 2.3. Психоаналитические теории детского развития
- 2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
- Стадии жизненного пути личности по э. Эриксону
- 2.5. Теория социального научения
- 2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже
- 2.7. Теория когнитивного развития (концепция ж. Пиаже)
- 2.8. Культурно-историческая концепция
- 2.9. Концепция психического развития ребенка д.Б. Эльконина
- Тема 3. Психологические проблемы развития личности
- 3.1. Особенности процесса развития
- 3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности
- 3.3. Закономерности психического развития
- 3.4. Механизмы развития личности
- 3.5. Самосознание личности
- 3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис
- Тема 4. Периодизация психического развития
- 4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
- Возрастная периодизация по д.Б. Эльконину
- 4.2. Понятие возраста
- 4.3. Параметры возраста
- 4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды
- Тема 5. Психическое развитие новорожденного, младенца
- 5.1. Кризис новорожденности
- 5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 5.3. Новообразования периода новорожденности
- 5.4. Кризис первого года жизни
- 5.5. Ведущий вид деятельности
- 5.6. Новообразования младенческого возраста
- Развитие движений и действий
- Тема 6. Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 6.1. Социальная ситуация развития
- 6.2. Развитие познавательной сферы ребенка
- 6.3. Личностные образования
- Основные достижения в психическом развитии ребенка от 1 до 3 лет
- 6.4. Кризис трех лет
- 6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве
- Тема 7. Дошкольное детство (от 3 до 6–7 лет)
- 7.1. Социальная ситуация развития
- 7.2. Ведущий вид деятельности
- 7.3. Игра и игрушки
- Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте
- 7.4. Психическое развитие дошкольника
- 7.5. Новообразования дошкольного возраста
- 7.6. Психологическая готовность к школе
- Тема 8. Младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет)
- 8.1. Социальная ситуация развития
- 8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности
- Этапы игровой деятельности в младшем школьном возрасте
- 8.3. Новообразования младшего школьного возраста
- Сравнительная характеристика эмпирического и теоретического мышления
- 8.4. Кризис семи лет
- 8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому
- Тема 9. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет)
- 9.1. Социальная ситуация развития
- 9.2. Физиологические изменения
- 9.3. Психологические изменения
- 9.4. Кризис подросткового возраста
- 9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
- 9.6. Новообразования подросткового возраста
- Тема 10. Юношество (от 15–16 до 20 лет)
- 10.1. Когнитивные изменения
- 10.2. Учебно-профессиональная деятельность
- 10.3. Процесс становления самосознания
- 10.4. Взаимоотношения с окружающими
- Тема 11. Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии
- 11.1. Дети с отклонениями в развитии
- 11.2. Психология умственно отсталого ребенка
- 11.3. Психологические особенности одаренных детей
- Тема 12. Развитие личности в экстремальных ситуациях и ситуациях депривации
- Тема 13. Методы развивающей работы психолога
- 13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы
- Психологические требования к содержанию развивающей и психокоррекционной работы в начальной школе
- 13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)
- 13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы
- 13.4. Индивидуальная работа психолога
- Тема 14. Психология взрослого человека
- 14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)
- 14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- 14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)
- Использованная литература