1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.
К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.
Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. Ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:
• поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;
• осмысления внутренней логики целостного психического развития;
• определения последовательности этапов развития;
• исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.
В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».
Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.
В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.
Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).
Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.
Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.
Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.
Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.
Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.
- Марина Хилько Мария Ткачева Возрастная психология: конспект лекций
- Тема 1. Возрастная психология как наука
- 1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
- 1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
- 1.3. Методы исследования в возрастной психологии
- 1.4. Исторический анализ понятия «детство»
- Периоды детского развития по д.Б. Эльконину
- Тема 2. Теории психического развития
- 2.1. Биогенетические и социогенетические концепции
- 2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития
- 2.3. Психоаналитические теории детского развития
- 2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
- Стадии жизненного пути личности по э. Эриксону
- 2.5. Теория социального научения
- 2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже
- 2.7. Теория когнитивного развития (концепция ж. Пиаже)
- 2.8. Культурно-историческая концепция
- 2.9. Концепция психического развития ребенка д.Б. Эльконина
- Тема 3. Психологические проблемы развития личности
- 3.1. Особенности процесса развития
- 3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности
- 3.3. Закономерности психического развития
- 3.4. Механизмы развития личности
- 3.5. Самосознание личности
- 3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис
- Тема 4. Периодизация психического развития
- 4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
- Возрастная периодизация по д.Б. Эльконину
- 4.2. Понятие возраста
- 4.3. Параметры возраста
- 4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды
- Тема 5. Психическое развитие новорожденного, младенца
- 5.1. Кризис новорожденности
- 5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 5.3. Новообразования периода новорожденности
- 5.4. Кризис первого года жизни
- 5.5. Ведущий вид деятельности
- 5.6. Новообразования младенческого возраста
- Развитие движений и действий
- Тема 6. Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 6.1. Социальная ситуация развития
- 6.2. Развитие познавательной сферы ребенка
- 6.3. Личностные образования
- Основные достижения в психическом развитии ребенка от 1 до 3 лет
- 6.4. Кризис трех лет
- 6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве
- Тема 7. Дошкольное детство (от 3 до 6–7 лет)
- 7.1. Социальная ситуация развития
- 7.2. Ведущий вид деятельности
- 7.3. Игра и игрушки
- Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте
- 7.4. Психическое развитие дошкольника
- 7.5. Новообразования дошкольного возраста
- 7.6. Психологическая готовность к школе
- Тема 8. Младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет)
- 8.1. Социальная ситуация развития
- 8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности
- Этапы игровой деятельности в младшем школьном возрасте
- 8.3. Новообразования младшего школьного возраста
- Сравнительная характеристика эмпирического и теоретического мышления
- 8.4. Кризис семи лет
- 8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому
- Тема 9. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет)
- 9.1. Социальная ситуация развития
- 9.2. Физиологические изменения
- 9.3. Психологические изменения
- 9.4. Кризис подросткового возраста
- 9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
- 9.6. Новообразования подросткового возраста
- Тема 10. Юношество (от 15–16 до 20 лет)
- 10.1. Когнитивные изменения
- 10.2. Учебно-профессиональная деятельность
- 10.3. Процесс становления самосознания
- 10.4. Взаимоотношения с окружающими
- Тема 11. Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии
- 11.1. Дети с отклонениями в развитии
- 11.2. Психология умственно отсталого ребенка
- 11.3. Психологические особенности одаренных детей
- Тема 12. Развитие личности в экстремальных ситуациях и ситуациях депривации
- Тема 13. Методы развивающей работы психолога
- 13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы
- Психологические требования к содержанию развивающей и психокоррекционной работы в начальной школе
- 13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)
- 13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы
- 13.4. Индивидуальная работа психолога
- Тема 14. Психология взрослого человека
- 14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)
- 14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- 14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)
- Использованная литература