1.4. Исторический анализ понятия «детство»
Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.
Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?
Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.
Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.
Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)
Таблица 1
- Марина Хилько Мария Ткачева Возрастная психология: конспект лекций
- Тема 1. Возрастная психология как наука
- 1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
- 1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
- 1.3. Методы исследования в возрастной психологии
- 1.4. Исторический анализ понятия «детство»
- Периоды детского развития по д.Б. Эльконину
- Тема 2. Теории психического развития
- 2.1. Биогенетические и социогенетические концепции
- 2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития
- 2.3. Психоаналитические теории детского развития
- 2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
- Стадии жизненного пути личности по э. Эриксону
- 2.5. Теория социального научения
- 2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже
- 2.7. Теория когнитивного развития (концепция ж. Пиаже)
- 2.8. Культурно-историческая концепция
- 2.9. Концепция психического развития ребенка д.Б. Эльконина
- Тема 3. Психологические проблемы развития личности
- 3.1. Особенности процесса развития
- 3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности
- 3.3. Закономерности психического развития
- 3.4. Механизмы развития личности
- 3.5. Самосознание личности
- 3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис
- Тема 4. Периодизация психического развития
- 4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
- Возрастная периодизация по д.Б. Эльконину
- 4.2. Понятие возраста
- 4.3. Параметры возраста
- 4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды
- Тема 5. Психическое развитие новорожденного, младенца
- 5.1. Кризис новорожденности
- 5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 5.3. Новообразования периода новорожденности
- 5.4. Кризис первого года жизни
- 5.5. Ведущий вид деятельности
- 5.6. Новообразования младенческого возраста
- Развитие движений и действий
- Тема 6. Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 6.1. Социальная ситуация развития
- 6.2. Развитие познавательной сферы ребенка
- 6.3. Личностные образования
- Основные достижения в психическом развитии ребенка от 1 до 3 лет
- 6.4. Кризис трех лет
- 6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве
- Тема 7. Дошкольное детство (от 3 до 6–7 лет)
- 7.1. Социальная ситуация развития
- 7.2. Ведущий вид деятельности
- 7.3. Игра и игрушки
- Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте
- 7.4. Психическое развитие дошкольника
- 7.5. Новообразования дошкольного возраста
- 7.6. Психологическая готовность к школе
- Тема 8. Младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет)
- 8.1. Социальная ситуация развития
- 8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности
- Этапы игровой деятельности в младшем школьном возрасте
- 8.3. Новообразования младшего школьного возраста
- Сравнительная характеристика эмпирического и теоретического мышления
- 8.4. Кризис семи лет
- 8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому
- Тема 9. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет)
- 9.1. Социальная ситуация развития
- 9.2. Физиологические изменения
- 9.3. Психологические изменения
- 9.4. Кризис подросткового возраста
- 9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
- 9.6. Новообразования подросткового возраста
- Тема 10. Юношество (от 15–16 до 20 лет)
- 10.1. Когнитивные изменения
- 10.2. Учебно-профессиональная деятельность
- 10.3. Процесс становления самосознания
- 10.4. Взаимоотношения с окружающими
- Тема 11. Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии
- 11.1. Дети с отклонениями в развитии
- 11.2. Психология умственно отсталого ребенка
- 11.3. Психологические особенности одаренных детей
- Тема 12. Развитие личности в экстремальных ситуациях и ситуациях депривации
- Тема 13. Методы развивающей работы психолога
- 13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы
- Психологические требования к содержанию развивающей и психокоррекционной работы в начальной школе
- 13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)
- 13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы
- 13.4. Индивидуальная работа психолога
- Тема 14. Психология взрослого человека
- 14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)
- 14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- 14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)
- Использованная литература