Загадочный мир особого ребенка
Еще двадцать назад лет проблема раннего детского аутизма не стояла так остро, как сегодня. Отечественных исследовательских работ по данной проблеме практически не было. Да и на протяжении моей многолетней работы с детьми с проблемами в развитии дети с аутизмом встречались очень редко. В большинстве случаев речь шла о довольно странных для детского возраста заболеваниях, таких как «олигофрения на фоне шизофренического дефекта», «шизофрения» разных форм, начиная от вялотекущей и до паранойяльной формы, диагностируемые даже в трехлетнем возрасте, «шизофренический дефект», «шизоидная психопатия с олигофреническим дефектом» и пр. Наблюдение за этими детьми осуществлялось в психоневрологических диспансерах. Нередко врачи-психиатры категорично заявляли родителям о неперспективности их лечения и даже обреченности и рекомендовали определить ребенка в специализированные учреждения: дома ребенка, интернаты, где они полностью лишались эмоциональных контактов, которые возможны только в семье. Так эти дети еще глубже погружались в собственный загадочный мир.
Какие они, дети-аутисты? Что скрывается за их отрешенным, красивым лицом, за их «странными», непонятными для нас поступками? Почему случается так, что никогда прежде не разговаривавший ребенок на занятиях с психологом или в эмоциональном порыве произносит не только слова, но и целые фразы? Почему отрешенный от окружающего мира ребенок, похожий на слепоглухонемого, увидев малыша с детским церебральным параличом в коляске, подходит к нему, целует и гладит его ноги? Почему мои студенты, занимающиеся с детьми-аутистами, становятся отличными детскими психологами? Как можно объяснить, что многие люди, работающие с детьми с Проблемами в развитии, не только с детьми-аутистами, отличаются высоким нравственным потенциалом, великодушием и повышенной чувствительностью к проблемам человека?
Долгие годы работая с детьми с проблемами в развитии, я все больше убеждаюсь, что не только дети нуждаются в нашей помощи, но и мы, и все наше общество нуждается в них. Но как мало у нас знаний об их загадочном мире... Мы пугаемся, когда видим детей-инвалидов на улице в сопровождении родителей, и нередко думаем: насколько несчастны, должно быть, родители, имеющие такого ребенка. Мы не видим детей, которые так нуждаются в нас, находясь за толстыми стенами специализированных интернатов с зарешеченными окнами и высокими заборами. Нередко мы запрещаем нашему собственному ребенку общаться с такими детьми. Да, у нас есть готовность дать этим детям милостыню, оказать гуманитарную помощь и послать им игрушку, но мы не готовы понять этих детей, заглянуть в их внутренний мир. В суете и каждодневных заботах нам кажется, что нам этого не нужно, это расстроит, огорчит нас. Как мы не правы! Эти дети такие же, как и мы. Они любят нас и хотят быть любимыми. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Но чтобы мы могли это сделать, прежде всего нам необходимо больше знать о них, общаться с ними, быть способными заглянуть в их мир и разгадать их «странные» желания и поступки.
Надеюсь, что эта книга поможет специалистам, работающим с детьми с аутизмом, а также родителям — не только тем, кто столкнулся с этой проблемой, но и имеющим детей с другими отличительными особенностями — разобраться в проблемах своего ребенка и в своих трудностях во взаимодействии с ним и, главное, помочь ребенку и себе.
Доктор психологических наук, профессор И. И. Мамайчук
- И. И. Мамайчук
- Детям с аутизмом
- Загадочный мир особого ребенка
- Часть I Клинико-психологические проблемы раннего детского аутизма
- Глава 1
- Глава 2 причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма
- Клинико-психологические особенности детей с аутизмом
- Часть 2
- Глава 4 особенности психического развития детей с аутизмом на первом году жизни
- Глава 5 особенности психического развития детей с ранним детским аутизмом в преддошкольном возрасте
- Психологическая диагностика детей от 15 до 18 месяцев
- Глава 6
- Особенности развития перцептивных
- И мнемических функций у детей с аутизмом
- Дошкольного возраста
- Глава 7
- Особенности интеллектуального
- И речевого развития детей с аутизмом
- Дошкольного возраста
- Часть 3
- Глава 8
- Глава 9 психологическое сопровождение детей и подростков с ранним детским аутизмом
- Глава 10 психологическая поддержка родителей детей с аутизмом
- Глава 11
- Теоретические и методологические
- Проблемы психологической коррекции
- Детей и подростков с проблемами в развитии
- Глава 12 основные направления психологической коррекции детей с аутизмом
- Глава 13 организация психокоррекционных занятий с детьми с ранним детским аутизмом
- Глава 14 психологическая коррекция гностических и речевых процессов у детей с аутизмом
- Психокоррекционные технологии гностических процессов у детей с аутизмом
- Глава 16 холдинг-терапия в системе психологической помощи детям с аутизмом
- Глава 17 психологическая коррекция страхов у детей с аутизм ом
- Глава 18
- Этапы и специфика психологической
- Коррекции детей с тяжелой степенью
- Аффективной патологии
- Глава 19 социальная адаптация детей и подростков с аутизмом. Проблемы и перспективы