Характеристика предмета и объекта промышленной социальной психологии.
Промышленная, или индустриальная, социальная психология исторически была одним из самых первых и остается центральным и ведущим по значению прикладным направлением общей теории социальной психологии. Возникнув в 20-е годы нашего столетия в США как реакция на тейлоризм и его механистический подход к изучению личности на производстве 1, промышленная социальная психология наиболее интенсивно начала развиваться после второй мировой войны. Именно в этот период совершается переход от отдельных частных эмпирических исследований к исследованиям более широкого плана, появляется ряд работ обзорного и обобщающего характера, монографий и учебных пособий 2. Однако, несмотря на огромное количество накопленного эмпирического материала, в силу отсутствия единой методолого-теорети-ческой основы, промышленной социальной психологии в капиталистических странах (в том числе на родине — в США) недостает целостности и системности.
В советской науке социально-психологические исследования на промышленном производстве были начаты еще в 20-е годы, но систематический характер приобрели, начиная с 60-х годов 3.
Особую актуальность приобретают разработки проблем промышленной социальной психологии в условиях развитого социалистического общества и научно-технической революции. Если в капиталистической формации любые технико-технологические усовершенствования ведут ко все более узкой специализации деятельности человека на производстве и в конечном итоге к обеднению личности, то технический прогресс в социалистических странах осуществляется на принципиально иной социальной основе и обнаруживает качественно иные тенденции, в частности, тенденцию к возрастанию роли «человеческого фактора» на производстве, к росту потребности общества в активной жизненной позиции личности как в трудовом процессе, так и во всей социальной жизни не только отдельного промышленного предприятия, но и государства в целом.
В решении возникающих на современном этапе развития общества комплексных социально-производственных задач и призвана сыграть важную роль промышленная социальная психология. Как известно, ее предмет составляют те специфические процессы и явления, которые возникают на производстве при объединении людей в группы (большие и малые, первичные и вторичные, контактные и неконтактные), а также их влияние на отдельную личность. Изучая различного рода производственные группы и личность в группе на основе марксистско-ленинской методологии, представители советской промышленной социальной психологии подчеркивают качественное своеобразие групповых феноменов и процессов, их несводимость к индивидуально-психологическим проявлениям личности. Любая общность людей, в том числе и производственная группа, не является механической суммой составляющих ее личностей, а представляет собой новое образование, развивающееся по своим специфическим законам.
В то же время именно групповые процессы и характеристики производственных групп оказывают сильнейшее влияние на формирование жизненной позиции личности, степень активности ее включения в различные сферы общественной жизни, и не случайно одной из важнейших задач управления социальными процессами на промышленном предприятии в русле социального планирования становится регулирование социально психологических отношений в трудовом коллективе4.
Актуальность разработки вопросов промышленной социальной психологии обусловливается также неразрывной связью важнейших технико-экономических и организационных проблем на производстве с определенными социально-психологическими процессами и явлениями в производственных группах различного уровня. Фактически почти каждая экономическая проблема имеет свой социально-психологический аспект, поскольку ее решение зависит от людей, их индивидуальных и групповых установок, настроя производственных групп, уровня их активности.
Так, решение одной из важнейших экономических проблем — повышение производительности труда — непосредственно зависит не только от технической оснащенности и уровня организации производства, но в первую очередь от таких социально-психологических факторов, как отношение к труду в производственных группах (трудовые установки), групповые нормы поведения, социально-психологический климат, авторитет личности руководителя первичной группы, направление и сила влияния неофициальных лидеров.
Целый ряд технико-организационных мероприятий, направленных на повышение производительности труда, также включает в себя социально-психологические аспекты. Так, техническое переоснащение производства и изменение технологических процессов требуют определенной психологической перестройки сознания людей, работы по предупреждению и преодолению некоторых психологических барьеров, связанных с необходимостью переквалификации и опасениями возможного временного снижения заработной платы.
Аналогичным образом необходим учет социально-психологических аспектов при изучении эффективности таких методов повышения производительности труда, как материальное и моральное стимулирование высоких результатов трудовой деятельности, организация социалистического соревнования, развитие движения рационализаторов и изобретателей. Сложность изучения указанных аспектов заключается прежде всего в необходимости комплексного характера подобных исследований, гармонического сочетания социально-психологического анализа с глубоким изучением производственных и экономических процессов.
Наряду с проблемой повышения производительности труда активного привлечения данных промышленной социальной психологии требует и проблема повышения качества продукции. Эта задача приобретает особую актуальность в десятой пятилетке, получившей название «Пятилетка качества и эффективности производства». Бездефектный труд, сдача продукции с первого предъявления, выпуск продукции со Знаком качества неразрывно связаны с формированием определенных групповых социально-психологических установок, с превращением лозунга «Работа без брака» в групповую норму поведения, с развитием отношений взаимной требовательности и взаимной ответственности в трудовых коллективах. Ряд социально-психологических факторов рассматривался при проведении Круглого стола по социальным проблемам комплексного управления качеством продукции.5 Изучение закономерностей развития всех социально-психологических аспектов бездефектного труда также входит в число исследовательских задач промышленной социальной психологии.
К числу важнейших производственно-экономических проблем, неразрывно связанных с изучением социально-психологических факторов на производстве, относится также проблема текучести кадров.
Однако социально-психологические процессы и явления, возникающие в производственных группах, не только оказывают определенное влияние на производственно-экономические процессы, но, в свою очередь, в значительной степени обусловливаются ими, представляют собой специфическое субъективное отражение в групповом сознании всего комплекса объективных условий трудовой деятельности людей на промышленном производстве. Наличие объективной обусловленности социально-психологических феноменов на предприятии также предопределяет необходимость применения комплексного подхода при их изучении.
Центральным объектом социальной промышленной психологии является промышленное предприятие или объединение, рассматриваемое как социальная организация, представляющая собой особо сложную систему, к которой приложим многомерный анализ, осуществляемый на различных уровнях, в зависимости от того, какие структурные единицы этой системы мы принимаем за ее элементы и выделяем для изучения их взаимосвязей в структуре целого. В качестве единиц анализа можно выделить либо отдельную личность в ее взаимосвязи с различными группами на производстве, либо производственную первичную группу как самостоятельный целостный элемент системы, либо даже вторичную группу как целостную подсистему. Выделение единиц анализа и соответственно уровень его проведения определяются тематикой, целями и задачами конкретных исследований.
Промышленная социальная психология рассматривает в качестве объекта своего исследования и относит к числу производственных групп не только рабочие бригады и участки, но и группы ИТР, как работающих непосредственно на промышленных предприятиях, так и в НИИ, КБ, проектных организациях.
Поскольку на промышленных предприятиях исследования проводят не только социальные психологи, но и представители промышленной социологии, и тематика этих двух смежных наук частично совпадает (проблемы отношения к труду, адаптации новичков на предприятии, текучесть кадров и пр.). наблюдается некоторая тенденция к их отождествлению, а иногда промышленную социальную психологию рассматривают как составную часть промышленной социологии, рассматриваемой как более широкая наука.
Однако при ближайшем изучении оказывается, что эти внешне сходные прикладные науки существенно различаются между собой как по предмету, так и в подходе, методиках и процедурах исследований.
Промышленная социология, как нам представляется, имеет своим предметом социальные процессы и явления массового сознания в условиях промышленного производства, типичные для общества в целом и отдельных больших социальных групп (профессиональных, региональных, национальных, демографических и пр.), а также изучает влияние на них научно-технического прогресса, широких социальных факторов. При этом промышленная социология отвлекается от специфики и характеристик конкретных производственных групп и тех социально-психологических процессов, которые в них протекают, рассматривая их только в самом общем виде.
В то же время для промышленной социальной психологии основной интерес представляют именно эти специфические групповые процессы, как механизмы формирования некоторых сторон общественного сознания, и их влияние на личность и характеристики больших социальных групп. Различными оказываются и объекты исследования. Для промышленной социологии в качестве такового выступают не отдельное предприятие и конкретные производственные группы, а промышленное производство в целом, как система, как определенная сфера социальной жизни общества. Существенные различия обнаруживаются и в применяемом этими науками методическом аппарате, в процедурах исследования.
В целом существенность различий между промышленной социологией и промышленной социальной психологией требует признания права на самостоятельное существование обеих наук и обосновывает подчиненность промышленной социальной психологии общей теории социальной психологии, а не социологической науке.
Значительная часть прикладных исследований в промышленной социальной психологии выполняется на уровне первичной производственной группы, которая рассматривается как наименьшая организационно оформленная структурная единица на промышленном предприятии, управляемая одним официальным должностным лицом (руководителем). В качестве первичных групп рабочих на производстве обычно выступают бригады, участки, смены, потоки, линии и т. д.; у инженерно-технических работников — лаборатории, отделы, рабочие группы.
Считается, что первичной производственной группе должны быть присущи все черты и особенности, характерные для малых групп вообще. Однако изучение реальных первичных производственных групп показывает, что автоматически отождествлять их с малыми группами было бы методологически неправильно, поскольку они часто насчитывают в своем составе от 50 до 100 человек, оставаясь при этом официально неделимыми и представляя собой основное поле непосредственных контактов между членами группы. Изучение специфики больших первичных производственных групп и их социально-психологических характеристик составляет самостоятельную исследовательскую задачу в промышленной социальной психологии.
Проводя исследования на уровне первичных производственных групп, социальные психологи сталкиваются с рядом специфических трудностей, к числу которых относятся:
а) значительные различия в объемах изучаемых групп (от 5—6 до 100 и более человек), что, как уже отмечено, затрудняет сравнительный анализ этих групп;
б) существенные различия в должностных статусах руководителей первичных производственных групп на разных предприятиях (бригадир, мастер, сменный мастер, старший мастер, начальник смены, начальник установки, начальник участка и т. д.), определяющие различия в должностных правах и обязанностях, а следовательно, и в характере отношений с управляемой группой;
в) наличие в ряде случаев не одного, а сразу двух равноправных руководителей, нередко обладающих различными стилями руководства и предъявляющих подчиненным различные требования, что вносит дополнительный фактор в условия функционирования производственной группы как социального организма;
г) существенные различия в характере и уровне организации трудовой деятельности, степени их соответствия требованиям современного производства.
Все перечисленные особенности затрудняют алгоритмизацию социально-психологических исследований, разработку стандартизованных подходов и методик исследования, уменьшают сравнимость результатов исследований, и тем не менее преодолевать эти реальные трудности необходимо *.
К числу социально-психологических феноменов, изучаемых на уровне первичной производственной группы, относится прежде всего социально-психологический климат (СПК) 6.
Рассматривая его как наиболее интегральную характеристику группы, отражающую ее общее состояние, относительно устойчивый и типичный для группы эмоционально-динамический настрой, советские социальные психологи изучают его в тесной взаимосвязи с другими сторонами группового сознания, с его познавательно-оценочными аспектами (общественным мнением группы), с групповыми нормами поведения, а также с реальным поведением людей, эффективностью их деятельности. С другой стороны, изучается вся система объективных и субъективных факторов, детерминирующих развитие социально психологического климата на производстве.
* Перечисленные трудности объясняются тем, что при организации современного производства учитываются производственно-экономические задачи и недостаточно используются рекомендации социальных наук.
В изучении группового «климата» возможны различные подходы и применение разного методического аппарата. Так, в исследованиях, выполняемых в лаборатории социальной психологии НИИКСИ ЛГУ, осуществляется комплексный подход и наряду с методом групповых оценок 7 используются анализ социально-производственной документации, интервью с руководителем группы, социометрия, методика Ф. Фидлера, свободное и фиксированное наблюдение, а сам климат характеризуется системой разнопорядковых показателей. В то же время изучение социально-психологического климата в НИИ и КБ, осуществляемое сотрудниками Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова М. Н. Ночевником, Г. А. Моченовым, В. И. Антонюком, основано на определении как единого, интегрального, так и частных показателей неудовлетворенности различными системами отношений в организации и сопоставлении их с элементами социально-производственной обстановки, характеризующими «организационный климат» коллектива 8.
В свою очередь, методика цветописи, разработанная А. Н. Лутошкиным 9, носит невербальный характер и предназначена для определения СПК как среднего показателя настроения производственной группы за длительный отрезок времени (например, за месяц). К недостаткам всех перечисленных подходов относится тот факт, что замеряется во всех случаях не сам «климат», а его отдельные проявления, выраженные в вербальной или невербальной формах.
Трудности изучения данного феномена связаны также с громоздкостью и большой трудоемкостью всех применяемых методик, и в настоящее время перед промышленной социальной психологией стоит задача разработки адекватной диагностической экспресс-методики, которая могла бы быть использована психологами-практиками, работающими непосредственно на предприятиях и в исследовательских организациях.
С изучением социально-психологического климата в первичных производственных группах неразрывно связаны также исследования, посвященные анализу системы взаимоотношений как по вертикали (между руководителем и подчиненными10), так и по горизонтали (между рядовыми членами группы 11).
В отличие от зарубежной социальной психологии, которая сводит взаимоотношения между членами производственной группы к личным симпатиям и антипатиям и предлагает регулировать их с помощью чисто территориальных перемещений работников в производственном помещении, расположения их на рабочих местах с учетом этих избирательных личных отношений, в советской промышленной социальной психологии главное внимание уделяется прежде всего тем деловым коллективистическим взаимоотношениям, которые опосредованы основными целями и задачами групповой деятельности и лежат в основе сплочения производственного коллектива. Это отношения взаимной ответственности, взаимной требовательности, сотрудничества, взаимопомощи и соревнования. В то же время сама сплоченность как интегральная характеристика системы отношений в первичном производственном коллективе также составляет предмет прикладных социально-психологических исследований 12.
Поскольку в формировании как личных, так и деловых отношений определенную роль играют производственные конфликты, столкновение интересов, мнений, стремлений отдельных лиц или даже целых групп людей на производстве, постольку изучение производственных конфликтов является обязательным условием достаточной полноты и всесторонности исследований проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах. Особенностью подхода к изучению производственных конфликтов в советской промышленной психологии является четкое методологическое разграничение социально-психологического и социального конфликтов, марксистский анализ роли и соотношения объективных и субъективных факторов в возникновении конфликтов, их влияния на характер взаимоотношений в производственной группе 13.
Несмотря на сравнительно большое число исследований, выполняемых по социально-психологической тематике в первичных производственных группах, отдельные вопросы остаются еще недостаточно разработанными. Так, слабо изучаются процессы общения и взаимодействия, групповые нормы, процесс идентификации личности с группой и интериоризация групповых целей, процессы лидерства, групповые состояния. На одной из начальных стадий находятся прикладные исследования по определению уровня развития коллектива в первичных производственных группах.14
Большое количество исследований выполнено советскими исследователями по изучению социально-психологических процессов и феноменов, характеризующих большие социальные группы на производстве. Очень часто получение такого рода информации включено в задачи конкретно-социологических исследований, осуществляется на стыке двух смежных наук. Такая недостаточно четкая дифференцированность объясняется не только сравнительной молодостью этих отраслей научного познания, но и потребностью практики в комплексном характере подхода к изучению тех социально-психологических явлений, которые неразрывно связаны с определенными социальными процессами на производстве.
К числу проблем, решаемых комплексно на основе объединения социально-психологических, социологических и индивидуально-психологических, личностных подходов, относится прежде всего проблема отношения к труду.15
Необходимо отметить большое разнообразие аспектов рассмотрения проблемы у разных авторов: ее изучают с точки зрения удовлетворенности трудом и работой, мотивации трудовой деятельности и творческой активности (в группах ИТР), ценностных ориентации в труде, трудовых установок, структурного анализа. На современном этапе развития науки возникает потребность в едином обобщении и осмыслении накопленной информации.
Значительно менее активно разрабатываются социально-психологические аспекты адаптации новичков на предприятии 16, вопросы повышения социальной активности трудящихся, социально-психологические аспекты социалистического соревнования 17, хотя актуальность всех этих проблем несомненна.
Широкое освещение получили в современной научной и научно-популярной литературе социально-психологические аспекты управления производством 18.
Однако, несмотря на огромное количество работ, посвященных этой проблеме, авторы еще не достигли согласия в понимании содержания социально-психологических аспектов управления, и даже сам термин употребляется ими в разных значениях. Некоторые авторы обозначают этим термином социальные и психологические проблемы руководства людьми на предприятии, объединенные в общий комплекс. Такое употребление термина «социально-психологические аспекты управления» не отражает специфику подхода социально-психологической науки как науки о группах и коллективах к изучению проблем управления. Более точным представляется такой подход к изучению социально-психологических проблем управления, при котором рассматриваются специфические вопросы, возникающие при взаимодействии субъекта управления (руководителя) с таким объектом управления, как первичная или вторичная производственная группа или общая совокупность всех работников данной организации. При таком подходе становится ясным интерес социальной промышленной психологии к изучению личности руководителя, его стиля работы и типа руководства, профессионально необходимых качеств личности, обеспечивающих высокий авторитет в коллективе, а также к вопросам аттестации и работы с кадрами.
В то же время получает свое обоснование в качестве одного из важнейших социально-психологических аспектов управления проблема регулирования информационно-коммуникативных процессов на производстве 19, вопросы оптимального сочетания руководства и лидерства, управления и самоуправления в производственных группах.
Необходимо отметить, что наиболее сложным для промышленной социальной психологии оказывается анализ групповых процессов и явлений, возникающих на уровне вторичных производственных групп или целого предприятия (основного коллектива в социологическом значении этого термина). Фактически на данном этапе развития науки вторичная производственная группа рассматривается как механическое объединение ряда первичных групп. При этом качественное различие двух типов производственных групп — первичной и вторичной — пока остается нераскрытым ни на методолого-теоретическом, ни на эмпирическом уровне. Вопрос о необходимости изучения и учета этой специфики в социологических и социально-психологических исследованиях поставлен Р. X. Симоняном.20
Беглый и схематичный обзор проблем промышленной социальной психологии и их постановки в советской прикладной науке показывает, что, с одной стороны, нерешенных вопросов остается все еще очень много и на современном этапе развития общества возникает потребность в более интенсивном развитии социально-психологических исследований на производстве, выполняющихся в настоящее время весьма малыми силами.
С другой стороны, наличие большого объема материалов, уже проведенных эмпирических исследований, позволяет ставить вопрос о необходимости и своевременности обобщения накопленных данных и создания монографий и учебных пособий по промышленной социальной психологии. Проведение такой работы запланировано на кафедре и в лаборатории социальной психологии Ленинградского университета, который был первым и остается одним из ведущих центров развития промышленной социальной психологии в нашей стране.
- Психология управления, психология труда и организационная психология. Из лекции Машкова по психологии Менеджмента
- Смородин
- 1.1.4. Предмет организационной психологии
- 1.1.5. Междисциплинарные связи организационной психологии
- Из Интернета: психология труда История возникновения и развития психологии труда
- Определение психологии труда
- Объект и предмет психологии труда
- Задачи психологии труда
- Психология управления История возникновения и развития психологии управления
- Определение и статус психологии управления
- Объект и предмет психологии управления
- Задачи психологии управления
- История отечественной психологии труда и организационной психологии. Смородин и. М. Глава учебника для экономических вузов "Психология" под общ. Ред. В.Н. Дружинина. С.-Пб.: "Питер", 2000
- 1.3. История развития организационной психологии
- 1.3.1. Возникновение первых научных школ
- 1.3.2. Школа научного управления
- 1.3.3. Школа человеческих отношений
- 1.3.4. Административная школа
- 1.3.5. Приближение к человеку
- 1.3.6. Теория y
- 1.3.7. Исследования организационных структур
- 1.3.9. Исследование корпоративной культуры
- Понятие о социальной организации. Теории организации. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Смородин и. М. Глава учебника для экономических вузов "Психология" под общ. Ред. В.Н. Дружинина. С.-Пб.: "Питер", 2000
- 1.1.2. Общие характеристики организации
- Из учебника Занковского «Организационная психология», с 282-315, про теории организации.
- Внешняя среда будет определяться стремительными технологичес кими изменениями и характеризоваться высокой нестабильностью;
- Цели и задачи будут носить более сложный технический характер, который будет трудно прогнозировать; появится потребность в группах специалистов, работающих для реализации конкретных проектов;
- Из конспекта Бендюкова по орг.Консультированию
- Характеристика предмета и объекта промышленной социальной психологии.
- Характеристика первичной и вторичной производственных групп. Из конспекта Русалиновой
- Так написала конспект Русалиновой Оля Прокопьева:
- Методы изучения процессов общения и взаимодействия в первичных производственных группах, проблемы их регулирования.
- Групповые процессы в первичной производственной группе.
- Из конспекта Русалиновой
- Из книги Почебут и Чикер
- Групповые процессы и состояния
- Социально-психологический климат в производственной группе.
- Из книги Почебут и Чикер: http://www.Pedlib.Ru/Books/1/0139/1_0139-107.Shtml
- §2. Факторы формирования социально-психологического климата
- Понятие об организационной культуре.
- Система взаимоотношений в производственной группе, ее структура.
- Личные избирательные парные отношения.
- Деловые отношения.
- 1) Человек — прежде всего существо социальное;
- 2) Жесткие формальные рамки классической организации (властная иерархия, формализация организационных процессов и т. Д.) не совместимы с природой человека;
- 3) Ответственность за решение проблем индивида в организации лежит на менеджменте.
- Основные характеристики психологической культуры руководителя.
- Профессионально важные качества руководителя. Особенности работы психолога с руководителями организаций.
- Определение, природа и история изучения конфликта. Из книги Базарова
- 20.1. Исторический экскурс в конфликтологию
- 20.2. Что же такое конфликт?
- Структура и динамика конфликтов.
- Методы исследования конфликта и конфликтного поведения.
- Стратегии поведения в конфликте.
- Формы поведения в конфликте
- Стили поведения
- Управление конфликтом и ведение переговоров. Конфликты
- Пять типов конфликтных личностей
- Конструктивное управление процессом конфликта
- Посредничество как метод разрешения конфликтов. Из книги Почебут и Чикер http://www.Pedlib.Ru/Books/1/0139/1_0139-147.Shtml
- Инновационные конфликты в организации.
- Управление стрессами.
- Основные требования к психопрофилактической работе психолога в организации.
- 1.4.3. Психологическое консультирование.
- Глава 4 Психопрофилактическая работа
- 1.4.1. Что такое психологическая профилактика?
- 1.4.3. Психологическое консультирование.
- 1.4.4. Психологическое просвещение.
- Теоретические и организационно-практические аспекты психологического профотбора.
- Основные требования к психодиагностической работе психолога в организации. Из книги Базарова
- 19.3. Требования, предъявляемые к кадровому
- Требования, предъявляемые при подборе кандидата на должность психодиагноста
- Участие психолога в анализе рабочих мест и определении потребности в персонале. Участие психолога в поиске и отборе персонала.
- Глава 7. Методы формирования кадрового состава
- 7.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции
- 1. Описательные характеристики деятельности.
- 2. Количественная оценка элементов деятельности:
- 3. Психограмма:
- Основные функции и алгоритм оценки персонала организации.
- Конспект Лисовской
- Какая-то статья неизвестного автора в инете, но с таким же названием
- I. Аттестация персонала.
- II. Подбор и расстановка персонала. Формирование резерва на выдвижение.
- III. Подготовка руководителей и повышение их профессиональной компетентности, управленческой культуры.
- V. Сокращение персонала.
- Из книги Базарова «Управление персоналом»
- Основные требования к коррекционно-развивающей работе психолога в организации.
- Проектирование среды жизнедеятельности работника. Из собственного конспекта Грачева в Электронном виде:
- Тема 5. Среда жизнедеятельности человека в социальной организации
- Организационная среда как среда жизнедеятельности работника
- Проектирование основных компонентов организационной среды
- 3. Организационные формы реализации жизненных интересов работника:
- Из книги Грачева
- 4.3. Структурный аспект психологического проектирования: проектирование организационной среды
- Удовлетворенность работой. Из книги Почебут и Чикер http://www.Pedlib.Ru/Books/1/0139/1_0139-108.Shtml
- Аттестация персонала. Участие психолога в аттестации персонала. Из Книги Могурова «Модели и методы аттестации персонала» Функции аттестации
- Обоснованное изменение в оплате труда
- Объединение формальной и неформальной структур организации
- Мотивирующие функции Повод для откровенного разговора о проблемах организации
- Создание конструктивного конфликта для активизации внутреннего соревнования
- Активизация мотивирующих факторов труда
- Установление целей развития сотрудника
- Из учебника Базарова.
- 12. 5 Аттестация персонала
- Участие психолога в определении миссии и философии организации.
- Организационная культура
- Из отчета Грачева о тренинге в «Арсенале» и для Банка Формирование чувства корпоративного единства
- Определение философии, миссии банка
- Определение философии, миссии «ант-групп» центр подбора персонала»
- Жизненные ориентации работника как основа психологического проектирования.
- Проектирование типовых организационных ситуаций по критериям жизненных ориентаций.
- Стимулирование и мотивация труда. Из книги Базарова
- 12. 8 Разработка программ стимулирования труда
- Организационное развитие. Участие психолога в организационном развитии.
- Основные требования к консультативной работе психолога в организации.
- § 2. Место и роль психолога в фирме
- Из книги Тобиас «Психологическое консультирование и менеджмент» (Бендюков давал)
- Общее понятие о психологической службе как основной форме реализации практической психологии в обществе и организации профессиональной деятельности психолога.
- Участие психолога в маркетинговой деятельности организации.
- Участие психолога в сегментации рынка.(семинар Ребзуева)
- Состав опросника:
- Участие психолога в позиционировании брендов (семинар Ребзуева).
- Психологические исследования покупательского поведения.
- Лекция Ребзуева.
- Восприятие цен.
- Референтные группы:
- Лидерство мнений: