2. Когнитивная психотерапия
Аарона Бека
Близкой к РЭТ является когнитивная психотерапия А. Бека, основное внимание в которой уделяется эмоциональным нарушениям, в частности, депрессии. Хотя А. Бек развивал свою концепцию независимо от А. Эллиса, оба течения совпадают в целях, приемах работы и исходных предпосылках, среди которых в центре — помощь клиенту в отказе от саморазрушительных когнитивных структур. Поскольку взгляды А. Бека не противоречат позициям А. Эллиса, мы изложим лишь самую существенную сторону его концепции.
Психологическая помощь при эмоциональных расстройствах. Эмоциональные расстройства трактуются А. Беком прежде всего как расстройства когнитивные. В частности, такое когнитивное нарушение, как депрессия, имеет три компонента: 1) восприятие себя; 2) восприятие переживаний; 3) восприятие будущего. Глубина депрессии измеряется специально сконструированным опросником, включающим измерение грусти, пессимизма, ощущения поражения, неудовольствия, вины и т.п. Процедура психотерапии заключается в специальной организации общения с психологом, когда задаются вопросы: “Что ты теряешь, если... “ или “Ты знаешь, что бессмысленно попытаться... “ и т.п. Затем составляется постепенно усложняющаяся программа действий, на основе которой устанавливается кооперация с психологом. Предпринимаются усилия по снижению уровня самокритики и самообвинения, по выработке альтернативных решений и способов действий. В качестве психологической защиты используются вопросы типа: “А если бы это не получилось у меня, ты бы меня тоже презирал, как себя сейчас?”. Юмор, ирония, с помощью которых достигается когнитивный сдвиг в восприятии ситуации, также имеют большое значение. Поскольку при эмоциональных нарушениях по типу снижения эмоциональности и депрессивных состояниях клиенты часто предъявляют жалобы к чрезмерности внешних требований к ним, полезным оказывается ранжирование сделанного и обсуждение возможных путей достижения запланированного. А. Бек предложил некоторые специфические техники работы: обнаружение и регистрация автоматически возникающих мыслей, в частности, с помощью наводящих вопросов; ежедневная запись “мешающих” мыслей; установление личностного смысла события; обобщение автоматических мыслей; операционализирование негативных конструктов, анализ значимости некорректных представлений и т.п.
- Раздел I
- Глава 1
- 1. Определение понятия
- 2. Становление психологической
- 3. Основная проблематика
- 4. Составляющие процесса,
- Глава 2
- 1. Квалификация, функции
- 2. Структурирование процесса:
- 3. Коммуникативные техники
- 4. Этапы процесса
- I. Начальный этап.
- II. Этап действования и проживания
- III. Этап вхождения в новый опыт
- IV. Последний этап —
- Раздел II
- Глава 1
- 1. Классический психоанализ
- 2. Аналитическая
- 3. Индивидуальная психология а. Адлера
- 4. Гуманистический психоанализ
- Глава 2
- 1. Общая характеристика концепции
- 2. Техники в психологическом
- Глава 3
- 1. Рационально-эмотивная
- 2. Когнитивная психотерапия
- 3. Реальностная терапия
- Глава 4
- 1. Экзистенциальная психотерапия
- 2. Теория и практика
- 3. Гештальт-терапия
- 4. Трансперсональная психотерапия
- 5. Христианская психотерапия
- Раздел III
- Глава 1
- 1. Проблематика психологической
- 2. Основные понятия и идеи
- 3. Основные понятия и идеи
- 4. Современные тенденции
- Глава 2
- 1. Теоретические подходы
- 2. Личностное и профессиональное
- 3. Психологическая помощь личности
- 4. Случаи из практики
- 1. Психоаналитический подход
- 2. Адлерианский подход
- 3. Экзистенциальный подход
- 4. Роджерианский подход
- 5. Подход гештальт-терапии
- 6. Трансактный анализ
- 7. Поведенческий подход
- 8. Рационально-эмотивный подход
- 9. Реальностная терапия
- 10. Парадигма персонализма
- Раздел III
- Глава 1
- Глава 2