2.3. Необычное расстройство.
Великий югославский изобретатель Никола Тесла в детстве страдал необычным расстройством: ему досаждали ослепляющие вспышки света и яркие образы припоминаемых сцен, возникавшие перед его глазами безо всякого предупреждения. Отдельное слово, произнесенное кем-то, могло неожиданно вызвать живой образ человека или вещи, о которых шла речь. Образы были настолько реальны, что Тесла часто сам затруднялся определить, где действительность, а где — плод воображения. Все это доставляло ему большое беспокойство и создавало дискомфорт. Со временем ему удалось преодолеть расстройство с помощью упорных упражнений и постоянного напряженного самоконтроля.
В 20-е годы нашего столетия русские психологи заинтересовались журналистом по имени Соломон Шерешевский, пытаясь разгадать секрет его парадоксальной памяти. Необычайный талант Шерешевского приоткрыл некоторые до сих пор неразгаданные загадки. Слова в разговоре, случайные мысли или воспоминания могли вызывать у него бурные всплески потока ощущений, управляющие спектром всех пяти чувств.
«Слыша звуки, я неизбежно вижу игру цвета, — рассказывал он. — Если, скажем, человек говорит слово, я вижу это слово. Но как только вклинивается голос другого человека, все смазывается. Это происходит и со слогами произнесенных слов, так что я просто не могу понять, что же говорится на самом деле».
В беседе с великим советским психологом Л. С. Выготским Шерешевский заметил: «Какой у вас ломкий желтый голос». А вот голос выдающегося кинорежиссера С. М. Эйзенштейна понравился Шерешевскому гораздо больше: «Когда я слушал его, мне казалось, что языки пламени приближаются ко мне. Я был так очарован, что не смог уловить смысл его слов».Однажды Шерешевский подошел к уличной торговке и спросил, какое мороженое она продает. В ответ раздалось: «Тутти-фрутти».
«Но она произнесла это таким тоном, — рассказывал он позднее, — как будто бы куча угля и пепла вырвалась из ее уст. Я был не в силах заставить себя купить мороженое». Тесла и Шерешевский не страдали галлюцинациями в строгом клиническом смысле этого слова. Их подсознание реагировало на мир вполне нормально. Им просто недоставало способности, которой обладает большинство из нас, — при необходимости подавлять потоки образов.
- В. Венгар, р. Поу. Неужели я гений? Оглавление
- Введение.
- Глава 1. А вы — гений?
- 1.1. Цензор.
- 1.1.1. "Бутылочное горлышко" внимания.
- 1.2. Гений внутри нас.
- 1.2.1. Сверхразум.
- 1.2.2. Скрытый гений.
- 1.3. Что было у Эйнштейна и чего нет у нас?
- 1.3.1. Как сделать гения.
- 1.4. Эйнштейновская теория гениальности.
- 1.4.1. Как Эйнштейн оседлал луч света.
- 1.4.2. "Ощущение " относительности.
- 1.5. Метод Эйнштейна.
- 1.5.1. Комбинаторная игра.
- 1.6. Навыки гения.
- 1.6.1. Бейсбольный гений.
- 1.6.2. Вопрос таланта.
- 1.7. Вы талантливее, чем думаете!
- Глава 2. Вы все время видите сны.
- 2.1. Проблема снов.
- 2.1.1. Явные сны.
- 2.2. Сны наяву.
- 2.2.1. Поток образов.
- 2.3. Необычное расстройство.
- 2.3.1. Дар Теслы.
- 2.3.2. Человек, который запоминает все.
- 2.4. Секрет Шерешевского.
- 2.4.1. Волшебник — недоучка.
- 2.5. В поисках равновесия.
- 2.6. Феномен воспроизведения сна.
- 2.6.1. Тренировка и развития навыка.
- 2.7. Как вызвать поток образов.
- 2.8. Эксперимент Райнерта.
- 2.8.1. По старым каналам.
- 2.9. Сонный паралич.
- 2.10. Наведение мостов.
- 2.10.1. Сбалансированная работа мозга.
- 2.11. Давайте же начнем.
- Глава 3. Откройте свой поток образов.
- 3.1. Расширение нейрологического контакта.
- 3.2. Соощущения.
- 3.2.1. Синестетический мир.
- 3.2.2. Видеть, не видеть.
- 3.2.3. Без паники!
- 3.3. Саморазвивающейся процесс.
- 3.4. Развивайте свою способность к описанию.
- 3.5. Самостоятельная работа.
- 3.5.1. Практика бархатно-гладкого дыхания.
- 3.5.2. Начнем со знакомых образов.
- 3.5.3. Оставайтесь бдительны.
- 3.5.4. Для тех, кто не спит.
- 3.6. Используйте только настоящее время.
- 3.6.1. Обратная связь.
- 3.7. Ищите свой путь.
- 3.8. Принципы описания.
- 3.9. Поток сознания.
- 3.10. Типичный поток образов.
- 3.11. А если не получаеться?
- 3.11.1. Метод описания пейзажа.
- 3.11.2. Метод последействий.
- 3.11.3. Метод воскрешения старых снов.
- 3.11.4. Метод историй.
- 3.11.5. Метод фантазий.
- 3.11.6. Поиск на ощупь.
- 3.11.7. Завтрак вслепую.
- 3.11.8. Воздушные скульптуры.
- 3.11.9. Специально для тех, кто едет на работу.
- 3.11.10. Облако и Дерево.
- 3.11.11. В глубине.
- 3.11.12. Метод пространства — времени.
- 3.11.13. Метод помощника.
- 3.11.14. Совместное путешествие.
- 3.12. Расширяйте контакт с помощью образов.
- 3.12.1. Панорамное сканирование.
- 3.12.2. Техника расширенного восприятия.
- 3.12.3. Смените наблюдательный пункт.
- 3.13. Принцип Леонардо да Винчи.
- 3.14. Эффект Уитмена-Блейка.
- Глава 4. Усиление обратной связи.
- 4.1. Импульсивные писаки.
- 4.1.1. Один процент.
- 4.2. Древний секрет.
- 4.2.1.Супермонашки.
- 4.2.2. Используйте или потеряете.
- 4.3. Принцип участия.
- 4.4. Цепь экспрессии.
- 4.4.1. Ползайте!
- 4.4.2. Цепь "глаз-рука".
- 4.5. Как Стивен Хокинг тридцать лет водит смерть за нос.
- 4.6. Физик, котрый не знал математики.
- 4.6.1. Записные книжки Фарадея.
- 4.7. Метод портативного банка памяти.
- 4.8. Эффект Драшта.
- 4.9. Принцип Гейзенберга.
- 4.10. Отрицательная обратная связь.
- 4.10.1. Принцип галерки.
- 4.11. Случай с грузовиком.
- 4.11.1. Забудьте о том, что вы знаете.
- 4.11.2. "Яйца всхватку, пожалуйста".
- 4.11.3. Предвзятое мышление.
- 4.12. Станьте независимым наблюдателем.
- 4.13. Преодоление отрицательной связи.
- 4.14. Схемы Жана Пиаже.
- 4.14.1. Пропущенные шаги.
- 4.14.2. Гипнотическое возвращение к прошлому.
- 4.15. Будьте осторожны!
- 4.16. Поток образов — это не гипноз.
- 4.17. То, что было не со мной.
- 4.18. Когнитивное структурное усиление.
- 4.19. Мгновенное воспроизведение.
- 4.19.1. Выбирайте, что вспоминать.
- 4.19.2. Превращаем лимоны в лимонад.
- 4.19.3. Подготовка к воспроизведению.
- 4.20. Техника мгновенного воспроизведения.
- 4.20.1. Лучшие идеи приходят под занавес.
- 4.20.2. От 15 до 30 минут в день.
- Глава 5. Эффект сюрприза.
- 5.1. "Что это было?"
- 5.2. "Глушить глушитель".
- 5.2.1. Левое полушарие, правое полушарие.
- 5.3. Как освободить пространство для сюрприза.
- 5.3.1. Недостаток направленного воображения.
- 5.3.2. Мозговая атака.
- 5.3.3. "Вы отрицаете все с излишней легкостью и чересчур сурово судите".
- 5.3.4. Отсрочка суждения.
- 5.4. Не сдерживайтесь, а просто отключайте!
- 5.4.1. Принцип внезапности.
- 5.4.2. Роль обратной связи.
- 5.4.3. Мозг в поисках порядка.
- 5.4.4. Гармония из хаоса.
- 5.4.5. Если не сломалось — ломайте.
- 5.5. Как изменить перспективу.
- 5.5.1. Аттракторы сознания.
- 5.6. Власть хаоса.
- 5.6.1. Странные аттакторы.
- 5.6.2. Скачкообразный переход.
- 5.6.3. Сложность — первое условие прозрений.
- 5.7. Подключить все.
- 5.7.1. Часы Дали.
- 5.8. Немыслимо — значит, правильно.
- 5.9. Типичный сюрприз.
- 5.10. Как вызвать эффект сюрприза.
- 5.10.1. Создание пространства для ответа.
- 5.10.2. Создание отправных пунктов.
- 5.10.3. Брифинг.
- 5.10.4. Быстрое создание отправного пункта.
- 5.11. Распахивание двери.
- Глава 6. Интеграция образов.
- 6.1. Три подводных камня интерпретации.
- 6.2. Восемь шагов на пути к интерпретации.
- 6.2.1. Интерпретируйте только свои образы.
- 6.2.2. Шаг первый: буквально или символически.
- 6.2.3. Шаг второй: факты или эмоции.
- 6.2.4. Шаг третий: идентифицируйте ключевые ассоциации.
- 6.2.5. Шаг четвертый: ваш персональный декодер.
- 6.2.6. Шаг пятый: проверка причинности.
- 6.2.7. Шаг шестой: последние самое — самое лучшее.
- 6.2.8. Шаг седьмой: досконально разберитесь в деталях.
- 6.2.9. Шаг восьмой: момент "Ага!".
- 6.10. Глубокое декодирование.
- 6.11. Оседлайте дракона.
- 6.12. Нарушайте правила.
- 6.13. Принцип приоритета.
- 6.14. Что, если поток образов говорит "нет"?
- 6.14.1. Когда "нет" — правильный ответ.
- 6.15. Наводящие вопросы.
- 6.16. Характерные детали.
- 6.17. В поисках настоящего ответа.
- 6.17.1. Превратите слова в картинки.
- 6.17.2. Если без слов не обойтись.
- 6.17.3. Сначала картины, а потом слова.
- 6.17.4. Остерегайтесь букв.
- 6.18. Аналитик — шутник.
- 6.19. Рефлекс дознания.
- 6.20. Будьте Гедеоном.
- 6.21. Благородное дело.
- Глава 7. Могучая сила вопросов.
- 7.1. Скрытые вопросы.
- 7.1.1.Случай с бабочками.
- 7.2. Активный скептицизм.
- 7.3. Телепатия?
- 7.3.1.Чувствительное сознание.
- 7.4. Одним взглядом.
- 7.4.1.Обыкновенное мышление.
- 7.5. Чистые идеи.
- 7.5.1.Платоновская пещера.
- 7.5.2. Экстаз.
- 7.5.3. Платон настаивает.
- 7.6. "Призрачное воздействие".
- 7.7. Модель аквариума.
- 7.8. Внутренний порядок.
- 7.8.1. Принцип голографии.
- 7.8.2. Нелокальность.
- 7.8.3. Иллюзия времени.
- 7.9. Тайны пси-явлений.
- 7.10. Теория суперструн.
- 7.11. Альтернативные объяснения эффекта метода скрытых вопросов.
- 7.12. "Высший мозговой центр".
- 7.13. Методика работы со скрытыми вопросами.
- 7.14. Бутерброд с вопросами.
- 7.14.1. Комбинаторный метод.
- 7.14.2. Делайте все весело.
- 7.15. Игра в оракула.
- 7.15.1. Оракул по телефону.
- 7.15.2. Забудьте про первое правило.
- 7.16. Карманный банк вопросов.
- 7.17. Когда конверт не нужен.
- 7.18. Перспективы.
- Глава 8. Модельное мышление.
- 8.1. Арлингтонский эксперимент.
- 8.2. Эффект Райкова.
- 8.2.1. Почему так получается?
- 8.2.2. Метод Мерлина.
- 8.2.3. Подгонка?
- 8.3. Личность против личности.
- 8.3.1. Множественное сознание.
- 8.3.2. Говорящие призраки.
- 8.3.3. Персонажи явных сновидений.
- 8.3.4. Заимствование индивидуальности.
- 8.4. Коллективный разум.
- 8.5. Мозг как социум.
- 8.6. Подход модельного мышления.
- 8.6.1.Замена головы.
- 8.6.2. Гений напрокат.
- 8.6.3. Прощание с гением.
- 8.6.4. Заключительный "допрос".
- 8.6.5. Продолжение процедуры.
- 8.7. А вы — гений!
- 8.8. Параллельные миры.
- 8.8.1. На альтернативной Земле.
- 8.8.2. Выучите всю последовательность шагов.
- 8.9. "Гении напрокат" для получения быстрого ответа.
- 8.9.1. Приключение продолжается.
- Глава 9. Кладовая памяти.
- 9.1. Память без границ.
- 9.2. Барьеры памяти.
- 9.3. Метаспособности.
- 9.3.1. Жизнь не стоит на месте.
- 9.3.2. Схватывайте все на лету.
- 9.4. Ускоренное обучение — ваша конкурентоспособность.
- 9.5. Память — необходимый метанавык.
- 9.6. Фоточтение.
- 9.6.1. Подсознательное обучение.
- 9.6.2. Прорыв вIds.
- 9.6.3. Демонстрация.
- 9.6.4. Эволюционный скачок.
- 9.7. Процесс фоточтения.
- 9.7.1. Шаг первый: погружения в процесс фоточтения.
- 9.7.2. Шаг второй: сформулируйте цель чтения.
- 9.7.3. Шаг третий: просмотр.
- 9.7.4. Шаг четвертый: подход к тэта-состоянию.
- 9.7.5. Шаг пятый: установите фотофокус.
- 9.7.6. Шаг шестой: собственно фоточтение.
- 9.7.4. Шаг седьмой: утро вечера мудренее.
- 9.7.8. Шаг восьмой: активация.
- 9.8. Воспитание фоточувства.
- 9.9. Пробуйте!
- 9.10. Тренируйтесь, пока навык не закрепится.
- 9.11. С помощью памяти.
- Глава 10. Эффект Сократа.
- 10.1. Когнитивный диссонанс.
- 10.2. Метод Сократа.
- 10.3. Кончина преподавания.
- 10.4. Инстинкт самовыражения.
- 10.4.1. Затор в articulariae.
- 10.4.2. Ментальное айкидо.
- 10.5. Непринужденные заметки.
- 10.5.1. Увидеть — значит поверить.
- 10.5.2. Техника непринужденных заметок.
- 10.5.3. Чем причудливей, тем лучше.
- 10.5.4. Гештальт непринужденных заметок.
- 10.5.5. Делайте заметки читая эту книгу.
- 10.6. Обучение — это творчество.
- 10.7. Принцип артикуляции.
- 10.7.1. Музыкальная подпитка.
- 10.7.2. Внутренний композитор.
- 10.8. Запись импровизаций.
- 10.8.1. Техника записи импровизаций.
- 10.9. Сила самовыражения.
- Глава 11. Роль кислорода.
- 11.1. Могучая силаpneuma.
- 11.2. Значение кислорода для работы мозга.
- 11.2.1. Подводное плавание.
- 11.3. Обогащение мозга кислородом.
- 11.3.1. Метод маски.
- 11.3.2. Реакция ныряльщика.
- 11.3.3. Ноги вверх.
- 11.4. Дыхание и осознание.
- 11.4.1. Лидер внимания.
- 11.5. Дыхание — ритм жизни.
- Глава 12. Работа в группе.
- 12.1. Отзвуки грома.
- 12.2. Поделитесь видением.
- 12.2.1. Групповой поток образов.
- 12.3. Групповой метод.
- 12.3.1. Подготовка группы.
- 12.3.2. Сценарий группового потока образов.
- 12.3.3. Совместное путешествие.
- 12.3.4. Завершающий этап.
- 12.3.5. Брифинг.
- 12.3.6. Аналитик — шутник.
- 12.3.7. Заключительная речь.
- 12.3.8. Сделайте сами!
- 12.4. Принцип работы в группе.
- 12.4.1. Растянутый эффект.
- 12.5. Вы — авангард!
- Глава 13. Все начинается с детства.
- 13.1. Окно в мир возможностей.
- 13.1.1. Впечатления, впечатления кругом.
- 13.1.2. Тонкая оболочка.
- 13.1.3. "Я не могу от этого отделаться".
- 13.1.4. Автоматический предохранитель.
- 13.1.5. Проницаемость.
- 13.2. Как увеличить толщину внутренней оболочки сознания.
- 13.3. Контролируемая свобода.
- 13.4. Метод Монтессори.
- 13.4.1. Победа дидактического метода обучения.
- 13.5. Методика просмотра образов для детей.
- 13.5.1. Игра в поток образов.
- 13.6. Музыка наводит мосты.
- 13.6.1. Скрипка Эйнштейна.
- 13.7. Музыка Моцарта.
- 13.7.1. Открытие Лозанова.
- 13.7.2. Заряд Моцарта.
- 13.8. Стимулирование внутриутробного развития.
- 13.8.1. Музыка Моцарта в утробе матери.
- 13.8.2. Обратная связь "мать — младенец".
- 13.8.3. Усиление притока крови.
- 13.8.4. Избегайте токсинов!
- 13.9. Стимулирование развитие младенца.
- 13.9.1. Рефлекс Бабинского.
- 13.9.2. Рукавички "найди меня".
- 13.9.3. В звуках музыки.
- 13.9.4. Подводное плавание.
- 13.10. Стимулирование развития в раннем детстве.
- 13.10.1. Раннее чтение.
- 13.10.2. Обучение нотной грамоте.
- 13.10.3. Игра на фортепьяно.
- 13.10.4. Игра "Бархатное поглаживание".
- 13.11. Вера и любовь.
- Глава 14. Великая сила.
- 14.1. Прислушайтесь к себе.
- 14.2. В начале было слово.
- 14.2.1. Слова и картины.
- 14.3. Двуногое сознание.
- 14.3.1. Прорыв через "бутылочное горлышко".
- 14.4. Читать, писать, считать.
- 14.4.1. Веселая наука.
- 14.5. "Быть на гребне волны".
- 14.5.1. Как удержаться на гребне.
- 14.5.2. Удовлетворение от обратной связи.
- 14.5.3. Овладейте мастерством.
- 14.5.4. Любите сам процесс.
- 14.6. Небольшое преимущество.
- 14.6.1. Небольшое преимущество Эйнштейна.
- 14.7. Самоцель.
- 14.7.1. Решать вам.
- 14.8. Метастратегия.
- 14.8.1. Принцип создания инструментов.
- 14.8.2. Традиция создания инструментов.
- 14.9. Жизнь — это ваш шедевр.