logo
творческая работа

2.2. Предложения по повышению уровня адаптации военнослужащих по призыву

На наш взгляд, можно дать следующие практические рекомендации которые способствуют повышению эффективности адаптации молодого пополнения к условиям воинской службы: 

1. Органам государственного управления целесообразно рекомендовать:повысить эффективность работы ДОСАФ;в учебных заведениях заменить ОБЖ на НВП;консолидировать общественные организации, работающие с молодежью.

Воспитательная работа в этот период должна быть направлена на развитие у молодых людей положительной мотивации к овладению воинской специальностью и добросовестному выполнению гражданского долга по защите Отечества.

2. Органам управления Вооружённых Сил предлагается:

- осуществить  сотрудничество Министерства обороны с Федеральным агентством России по делам молодежи, общественными и религиозными организациями по вопросам координации патриотического и воинского воспитания молодежи, подготовке ее к службе в армии, возрождению высокого авторитета защитника Отечества в обществе;

- организовать взаимодействие с органами местного самоуправления и подчиненных воинских частей в целях обеспечения культурно-досуговой деятельности с привлечением творческих коллективов различных регионов. 

3. Должностным лицам командования соединений (частей) и подразделенийпредлагается:

- проводить качественную разъяснительную работу с сержантским составом, так как именно данная категория военнослужащих во многом будет влиять на процесс адаптации новобранцев. Она должна быть направлена на формирование у них ответственности и глубокого понимания необходимости быстрой адаптации военнослужащих к условиям прохождения воинской службы, на формирование дисциплинированности, войскового товарищества, уважительного отношения к молодому пополнению.

Здесь так же следует отметить, что во многом эффективность работы по адаптации личного состава зависит от самого командира (начальника), его заместителя по воспитательной работе, а также всех других лиц подразделения. Наибольшая эффективность этой работы достигается, когда указанные категории работают слаженно и во взаимодействии.

- уделять большее внимание психолого – социальной работе в различных формах для новобранцев, систематически контролировать и анализировать внутриколлективные взаимоотношения молодого пополнения в целях создания обстановки военно-профессиональной заинтересованности и состязательности.

На основных моментах такой работы остановимся более подробно.

Так на сегодняшний день, на наш взгляд наиболее перспективное направление в работе по психологичес­кому обеспечению адаптации военнослужащих - снижение уровня влия­ния психогенных факторов условий службы и профилактика дезадаптивных состояний групповыми и индивидуальными методами. Что включает в себя профилактику и предупреждение неуставных взаимоотношений. При этом, прежде всего необходимо использовать накопленный опыт передовых подразделений по предупреждению этих отрицательных явлений.Следует так же использовать исторический опыт русской армии, такой как передача опыта, наставничество, поддержка и помощь, опеку и т. д. старослужащими молодых воинов с одной стороны и подчеркнутое, уважительное отношение со стороны младших товарищей и командиров к старослужащим.

Организаторская и воспитательная работа по предупреждению неуставных отношений наш взгляд, должна решаться в единстве трех подходов:

первый – организация нравственно зрелой жизнедеятельности военнослужащих, наведение и поддержание в каждом подразделении твердого уставного порядка;

второй – последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимоотношений между военнослужащими различных периодов службы. Знание реального положения дел в воинском коллективе;

третий – повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.

Метод же "шоковой терапии", ко­торый достаточно прочно укоренился в некоторых подразделениях мо­лодого пополнения, где с первых дней принципы "чем жестче, тем лучше" никоим образом успешности адаптации и искоренению неуставных отношений не способствуют, а в большинстве случаев при неблагоприятном сочетании личностных ка­честв - это верный путь к устойчивой дезаптации и нервно- психи­ческим срывам.

С первых же занятий важно именно постепенно приучить молодых воинов действовать с полным напряжением сил в условиях, максимально приближенных к реальным условиям несения воинской службы, развивать у них такие качества, как настойчивость, решительность, упорство, инициативу, коллективизм, учить выполнять приказы и боевые задачи, несмотря ни на какие трудности.

При этом, при изучении воинских уставов необходимо учитывать, что молодые воины впервые столкнулись с необходимость практически выполнять их требования, требования норм воинской жизни. Одна из важных воспитательных задач как раз и состоит в том, чтобы помочь воину усвоить их требования, преодолеть своеобразный психологический барьер, тормозящий процесс адаптации, формирование высокой дисциплинированности. Задача офицера-воспитателя - предотвратить формально-начетническое запоминание уставных положений, всегда заботиться, чтобы знания превращались в личную убежденность и сочетались с практическими навыками и умениями. Этому способствует использование ярких примеров из жизни части, военно-мемуарной и художественной литературы, фильмов.

- оптимизировать процесс физической подготовки новобранцев.Здесь необходимо учитывать, что значительные физические нагрузки вызывают у части воинов болезненность мышц. В тоже время большинству импонирует обладание высокими физическими качествами, и как показывает опыт, что уже через 6-8 недель военнослужащие втягиваются в ритм физических нагрузок. Индикатор тому - снижение количества обращений в медицинские учреждения. Вместе с тем нарастание интенсивности физических нагрузок должны быть постепенными.

4. Молодому пополнению как субъектам образовательного процесса активнее изучать правовые основы военной службы, использовать средства социально-культурной деятельности в ходе своей допризывной подготовки. В учебное время основной упор сделать на изучение ответственности военнослужащего за нарушение воинской дисциплины и правопорядка.