logo
Адаптация первоклассников к школьному обучению

4.1.3 Методика Р. Жиля «Особенности характера ребенка и его поведения в семье и школе»

Цель методики: исследование социальной приспособленности ребенка. Его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию, вопросом к импытуемому, а также 17 текстовых заданий.Ребенок отвечает на вопросы, выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

А. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

отнощение к матери,

отношение к отцу,

отношение к матери и отцу, как родительская чета,,

отношение к братьям и сестрам,

отношение к бабушкам, дедушкам и другим родственникам,

отношение к друзьям,

отношение к учителю (воспитателю)

Б. Переменные, характеризующие самого ребенка:

любознательность,

стремление к общению в больших группах детей,

конфликтность, агрессивность,

стремление к лидерству

реакция на фрустрацию,

стремление к уединению, степень социальной адекватности