3.2 Процесс адаптации ребенка в школе
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, требующий приложения специальных усилий. Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Дети далеко неодинаково вживаются в новые условия. В ходе исследований выявлено три уровня адаптации детей к новым условиям.
Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает учителя, выполняет поручения, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, но при контроле, обшественные поручения выполняет, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации: отрицательно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, нарушение дисциплины, учебный материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, к урокам готовится нерегулярно, нужен постоянный контроль, систематические напоминания родителей и учителя, общественные поручения выполняет под контролем, без желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по имени и фамилии лишь часть одноклассников.
Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, требований, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки, называется адаптированным.
И.Р. Битянова считает, что этих критериев, входящих в понятие адаптация, не достаточно. Разрабатывая свою психолого-педагогическую систему вхождения ребенка в школьную жизнь, она исходила из того, что «адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию». Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образовательный центр Педагогический поиск», 1998
Адаптированный ребенок с точки зрения М.Р. Битянова - это ребенок, приспособленный к полному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ, ИСПЫТЫВАЕМЫХ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
- 2. УСПЕШНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЮБОЙ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
- 3. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
- 3.1 Возрастные особенности психического развития детей, поступающих в школу
- 3.2 Процесс адаптации ребенка в школе
- 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРВОКЛАСНИКА
- 4.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
- 4.1.1 Оценка устойчивости внимания
- 4.1.2 Исследование личностных особенностей
- 4.1.3 Методика Р. Жиля «Особенности характера ребенка и его поведения в семье и школе»
- 4.1.4 Методика «Интервью с родителями»
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 2.3. Разработка психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе.
- 5. Адаптация первоклассника к школе.
- Работа по адаптации первоклассников.
- Адаптация первоклассников к школе.
- Составляющие школьной адаптации подробнее.
- §2. Адаптация первоклассников к школе
- Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
- Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.