logo
Адаптация первоклассников к школьному обучению

4.1.4 Методика «Интервью с родителями»

В переходные периоды ребенок меняет свое отношение к домашней ситуации и к близким взрослым. Поэтому основное содержание задаваемых вопросов касается появления у ребенка новых поведенческих характеристик в домашней ситуации. Основной вопрос состоял в следующем: «Что нового появилось в поведении Вашего ребенка в последнее время?»

Перечень вопросов в методике «Интервью с родителями»

1. Что нового появилось в поведении Вашего ребенка?

2. Что Вас радует, что расстраивает в его поведении?

3. Какого его отношения с братом или сестрой? В чем новизна?

4. Каковы его отношения с другими членами семьи (бабушками, дедушками). Появилось ли что-то новое?

5. О чем Ваш ребенок любит говорить с Вами? Эти темы появились недавно?

6. Ребенок более склонен задавать вопросы или говорить сам?

7. В чем основные Ваши трудности в общении с ребенком?

8. Чем ребенок любит заниматься дома? Один или при Вашем участии?

9. Рассказывает ли о детском саде? Самопроизвольно или после вопросов?

10. Говорит ли о школе? Что говорит?

Обработка результатов, полученных с помощью методики «Интервью» проводилась следующим образом:

1.Расшифровка магнитофонной записи беседы

2.Исключение реакций на изменившиеся условия семейной жизни, реакций, которые могут быть квалифицированы как сугубо индивидуальные.

3.Составление поведенческого портрета ребенка.

4.Составление перечня поведенческих реакций по всем интервью.

5. Составление таблицы - репертуар домашнего поведения

6.Анализ репертуара домашнего поведения.

7.Вычисление процента упоминаний поведенческой реакции.

Использованные кодовые сокращения поведенческих реакций:

П- пауза, ребенок «не слышит» , о чем его просят.

С - спор, ребенок начинает оспаривать необходимость требования.

Н- непослушание, отказ от выполнения привычных дел

Х - хитрость, намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя

ВП - взрослое поведение, демонстративное манерничанье и кривляние.

ВВ - внешний вид.Обращение внимания на собственную внешность

У - упрямство

Т - требовательность, настаивание на своем

ОВ - общие вопросы

СА - самостоятельность

СЗ - самостоятельные занятия

Ш - упоминание о поступлении в школу

КА - капризы

РК - болезненная неадекватная реакция на критику

Анализ результатов поведения методики «Интервью с родителями» показывает, что родители отмечают возникновение новых форм отношений к семье.