1.3 Структура процесса психологического консультирования
Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа [15]. Связано это с тем, что менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента вследствие сомнений в том, что они успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Консультирование требует концентрации внимания, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45 -- 50 минут, поэтому более продолжительная беседа утомит обоих участников консультирования. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы.
Исследователи и практики в области психологического консультирования, как правило, описывают консультативный процесс в виде упорядоченно сменяющих друг друга этапов [1,13,15, 24]. Процесс психологического консультирования состоит из:
Первый этап. Начало работы.
Состоит из таких компонентов, как встреча клиента, знакомство, установление контакта.
Основная задача данного этапа - установление контакта (raport) с клиентом и достижение обоюдного доверия. Для этого необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию, а также следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
Консультативный контакт -- это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990). В 1975 г. С. Rogers задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:
1. Два лица находятся в психологическом контакте.
2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.
3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.
4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.
5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.
6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.
Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут [15, стр.29].
Второй этап. Сбор информации
Цель данного этапа будет заключаться в диагностике личности клиента (беседа, наблюдение, тесты), определении ресурсов клиента, прояснении сути проблемы.
По завершению данного этапа клиент и консультант приходят к двумерному определению проблемы с характеристикой ее эмоционального и когнитивных аспектов, то есть находят такое понимание сути проблемы, когда клиент и консультант достигают одинакового понимания ее сути; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения.
Третий этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.
Цель данного этапа - выяснение и открытое обсуждение возможных альтернатив решения проблем, критическая оценка выбранных альтернатив решения и идентификация таких альтернатив, которые клиент мог бы использовать непосредственно, с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).
Четвертый этап. Реализация плана клиентом. Выполняется клиентом самостоятельно, без участия специалиста.
Цель данного этапа - последовательная реализация плана решения проблем. Клиент должен усвоить, что частичная неудача -- еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
Пятый этап. Оценка и обратная связь
На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Таким образом, мы определили, что консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа, логически структурирована и каждому этапу процесса консультирования соответствуют определенные процедуры и техники.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
- 1.1 Определение, цели и задачи психологического консультирования
- 1.2 Принципы психологического консультирования
- 1.3 Структура процесса психологического консультирования
- 1.4 Теоретические подходы и методики, применяемые в психологическом консультировании
- 2.2 Причины бесплодия
- 2.2.1 Психологические особенности
- 2.2.4 Страхи, неосознаваемые установки, мешающие зачатию
- Тема 6. Разновидности психологического консультирования
- 1.3. Психологическая помощь женщинам с диагнозом - бесплодие
- 1.2. Психологические особенности женщин, страдающих бесплодием
- Психологическая помощь женщинам, страдающим бесплодием, в условиях амбулаторного учреждения
- Глава 1. Изучение психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием
- Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей женщин с диагнозом - бесплодие
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Психологическое консультирование в системе специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья Понятие психологического консультирования
- 1.2.4. Психологическое консультирование.