Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
Бесплодие относится к числу тех патологических состояний, которые могут существенно влиять на психоэмоциональный статус, вызывают состояние хронического стресса, изменяющее не в лучшую сторону не только эмоциональные, но и рефлексивные характеристики социальной идентичности женщин. Если рассматривать бесплодие не только как ситуацию соматической болезни, но и как кризисную ситуацию развития личности женщины, как ситуацию кризиса социальной идентичности, то становится очевидной необходимость изучения эмоциональных и рефлексивных характеристик идентичности женщин с нарушением репродуктивной функции. В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что бесплодия оказывает негативное влияние на эмоциональные и рефлексивные характеристики идентичности женщин.
Исследование проводилось в 2006-2008 гг. на базе Областного перинатального центра г. Курска. В качестве испытуемых выступили две группы женщин: 80 женщин, страдающих бесплодием, и 30 женщин без патологии. В качестве измерительного инструментария нами использованы следующие методики: структурированное интервью, методика исследования жизненного пути личности «линия жизни» в варианте, разрабатываемом Т. Д. Василенко, восьмицветовой тест М. Люшера, методика определения уровня развития рефлексивности А. В. Карпова, тест «саморефлексия телесного потенциала» В. А. Ложкина, Ю. Р. Рождественского. Для статистического анализа результатов исследования мы использовали U-критерий Манна-Уитни с уровнем статистической значимости менее 0,05. Все расчеты проводились с применением пакета статистических программ STATISTICA 6.0.
Благодаря проведенному исследованию были получены результаты и сделаны соответствующие выводы. В ситуации бесплодия показатель отклонения от аутогенной нормы, по тесту М. Люшера, выше, нежели у нормы, т. е. отмечается повышенная тревожность, сниженное настроение и общее негативное самочувствие человека. Данное негативное состояние выступает общим отрицательным фоном для формирования изменений в психологических аспектах социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием. Тест «саморефлексия телесного потенциала» В. А. Ложкина, Ю. Р. Рождественского показал повышение саморефлексии телесного потенциала, как одного из видов рефлексивных процессов, специфичного в изменении физического функционирования человека, что отражает центрированность на восприятии состояний своего организма. Повышение саморефлексии телесной сферы формирует специфичную идентичность женщины, важным аспектом которой является центрация на телесных ощущениях. По результатам методики определения уровня развития рефлексивности А. В. Карпова в группе женщин, страдающих бесплодием, рефлексивность в целом, в традиционном ее понимании, как процесса осознавания личностного содержания собственных переживаний, резко снижена. Невозможность рефлексии и осмысления самой ситуации бесплодия, фрустрация реализации материнской роли женщиной приводит к негативной оценке настоящего этапа жизни во временном измерении социальной идентичности.
Методика «линия жизни» показала, что удельный вес прошлых событий значительно больше в группе женщин, лечившихся от бесплодия, что говорит о значительной обращенности в прошлое. Эмоциональная сфера характеризуется наличием тенденций к повышенной тревожности, сниженному настроению, нестабильности эмоциональных реакций. Рефлексивные процессы направлены на телесную сферу, вокруг которой центрируется большинство смыслов, при этом все остальные сферы личного и социального бытия не рефлексируются и не осмысляются, что делает рефлексивные процессы однонаправленными, формируя узкие, специфичные для телесной сферы переживания. Прошлое и будущее воспринимаются как бессмысленные этапы жизненного пути, не несущие в себе позитивных смыслов. Настоящий этап жизни, как интегративный показатель временной перспективы, оценивается крайне негативно, что отражает сложность жизненной ситуации женщин в ситуации бесплодия.
Результаты проведенного исследования дают возможность очертить проблемное поле личностного реагирования на ситуацию бесплодия у женщин. Мы можем обоснованно говорить о необходимости психокоррекционного воздействия на эмоциональную и рефлексивную сферу женщин, осуществляя выбранное направление психокоррекции на всех этапах обращения беременных женщин за медицинской и психологической помощью.
Бордюг Е. И.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН,
ЖЕСТОКО ОБРАЩАЮЩИХСЯ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ
Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление (на учете в органах Министерства внутренних дел Украины за жестокое обращение с детьми находятся свыше 80 тыс. семей). До 10% жертв насилия гибнет, у других появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. В связи с этим поставленный вопрос приобретает серьезное социальное и общечеловеческое значение. Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А. И., 1998). В работах заграничных авторов также можно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении нарушений и отклонений психического развития ребенка (Адлер А., 1928).
В связи с вышеперечисленным, целью исследования является выявить особенности эмоциональной сферы матерей, жестоко обращающихся со своими детьми. Объект исследования - эмоциональная сфера женщин. Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы матерей, которые жестоко ведут себя со своими детьми. Согласно поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
-
Проанализировать литературу по исследуемой проблематике.
-
Выявить матерей, с жестоким обращением с детьми.
-
Установить эмоциональную направленность матерей, жестоко обращающихся со своими детьми.
-
Изучить интегративный уровень эмоционального интеллекта и уровни парциального эмоционального интеллекта матерей, жестоко обращающихся со своими детьми.
-
Исследовать особенности личностной идентичности женщин, жестоко обращающихся со своими детьми.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-
Тест-анкета «эмоциональная направленность» (Б. И. Додонов).
-
Диагностика "эмоционального интеллекта" (Н. Холл).
- Тест «Кто Я?» (Г. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой).
Для статистической обработки данных использовались следующие методы: описательная статистика, t-критерий для независимых выборок, критерий равенства дисперсий Левина, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В исследовании приняли участие 58 женщин, в возрасте от 25 до 45 лет, которые проживают в городе, работают и имеют высшее образование. Они были разделены на две группы: женщины, которые жестоко ведут себя со своими детьми (группа была выделена на основании данных Управления по делам детей Харьковского городского совета) и женщины, которые воспитывают своих детей условно благополучно.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
-
Эмоциональная направленность женщин, которые характеризуются жестоким обращением со своими детьми, имеет гедонистическую и глористическую специфику. Совсем неприсущи для них эмоциональная потребность в гармонии с окружающим миром и успешности в своей деятельности.
-
Женщины с жестоким обращением с детьми имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, а также таких его компонентов, как эмоциональная информированность, управление эмоциями, эмпатия и распознание эмоций других людей.
3. Идентичность женщин, которые жестоко ведут себя со своими детьми, имеет ряд своих специфических особенностей: у них неадекватная самооценка, которая свидетельствует о нереалистичной оценке себя, снижении критичности относительно своих действий. Характерная особенность идентичности женщин, которые жестоко обращаются со своими детьми, есть неосознанность своей уникальности, своей неповторимости и ценности. Доминирующую позицию в системе разных компонентов идентичности и характеристик сфер жизни занимают сексуальные роли, как модели обращения, которые они сами выбирают, роли коммуникативной направленности, как субъекта общения и семейные роли, но не роль «матери».
Нам удалось выявить закономерности, с помощью которых возможно снизить жестокое обращение с детьми, частоту его применения или его влияние на ребенка. Изменения к лучшему возможны при условии работы с женщинами, в ходе которой будет происходить развитие эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта, которые являются необходимым условием психологического здоровья личности и ее эффективности в межличностном взаимодействии. Развитие способности этих женщин к сопереживанию, к пониманию состояний и чувств другого человека, умения идентифицировать себя с другим человеком, вызовут рост осмысленности действий этих женщин, их активность и все большее развитие эмоциональности.
Борисов Р. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова