logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6

Исследователями раннего возраста давно доказано, что первые три года жизни ребенка являются чрезвычайно важным и ответствен­ным этапом в его развитии. В данный период наблюдается максималь­ный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальней­шее развитие организма. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка - это «особые» дети. Их психическое и физическое развитие имеет ряд нега­тивных особенностей. Поэтому этим детям особенно необходим кон­троль за психическим развитием для раннего выявления отклонений, планирование индивидуальных мер коррекции и профилактики, направ­ленных на создание условий полноценного развития.

Наш дом ребенка рассчитан на 75 детей в возрасте от рождения до четырех лет. Практически у всех детей неблагополучный анамнез, большая часть воспитанников имеет сочетанную патологию развития со стороны центральной нервной системы. Таким образом, целью нашей работы является создание целостной системы, обеспечивающей опти­мальные психолого-педагогические условия для детей с проблемами в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Исходя из этой цели, работа психолога в доме ребенка включает в себя следующие задачи:

  1. Психодиагностика детей раннего возраста. Основные диагно­стики, используемые в работе дома ребенка: шкала психомоторного развития Гезелла модифицированная и шкала измерения социальной компетенции Долла модифицированная. Для диагностики эмоциональ­ного и социального развития детей используются дополнительные ме­тодики: методика исследования эмоционального состояния; диагности­ка степени адаптации ребенка в группе; методика изучения социальных эмоций; обследование симптомов нарушенного поведения и эмоций у детей раннего возраста; методика изучения негативных личностных проявлений у детей; диагностика агрессивности у детей. По результатам диагностики, для выработки наиболее эффективного плана сопровожде­ния каждого ребенка, мы взаимодействуем со всеми специалистами до­ма ребенка. Данные фиксируются в индивидуальные абилитационные карты.

  2. Коррекционно-развивающая работа. Для реализации этих за­дач мы используем следующие программы и методики: работа в сен­сорной комнате, адаптированные для раннего возраста коррекционно-развивающие занятия: комплексные психолого-музыкальные занятия, развивающие занятия с элементами методики Монтессори, арт-терапию

(элементы игровой терапии и сказкотерапии, элементы песочной тера­пии, рисование, работу с пластическим и природным материалом). Важной и необходимой является работа в сенсорной комнате, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Для реализации проблемы соци­альной адаптации мы используем в своей работе еще один всемирно известный опыт - педагогику Марии Мотессори. С целью развития эмоциональных отношений между детьми, способствующих проявле­нию эмпатии к сверстникам, а также для стабилизации положительного эмоционального фона детей были разработаны, апробированы и введе­ны в работу совместные занятия с использованием элементов музы­кальной терапии. Учитывая возраст наших малышей, одним из ведущих методов абилитации также является арт-терапия.

3. Консультативная и профилактическая работа. Консультатив­ное направление включает в себя информационную и мотивационную поддержку персонала, активное вовлечение специалистов в целенаправ­ленный коррекционно-развивающий процесс. Работа ведется по не­скольким направлениям: методическая и практическая помощь педаго­гам при организации жизненного пространства детей. Проведение се­минаров и тренингов с педагогами по различным психологическим на­правлениям, в том числе - по вопросам профвыгорания. Психологиче­ское обеспечение образовательных программ. Тактичная коррекция пе­дагогического сопровождения: организация папок психолога, где педа­гог может задать любой интересующий его вопрос о развитии детей, характерологических, эмоциональных, поведенческих проявлениях де­тей. Особое внимание уделяется работе с приемными родителями. Та­ким образом, следуя принципам мультидисциплинарности, непрерыв­ности и системности, и, главное, - принципу соблюдения интересов ребенка, психологическое, медицинское и педагогическое сопровожде­ние детей в доме ребенка, можно сделать целостной системой деятель­ности всего коллектива, обеспечивающей необходимые условия для развития детей-сирот.

Рядченко А. В.