logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»

Изменение места и значения человека в современных социаль­но-экономических условиях делает все более актуальной проблему профессионализации. Первым важнейшим процессом профессионали­зации является профессиональное определение, выбор профессии, т. е. распределение по различным сферам трудовой деятельности. Добро­вольно выбранный, а не навязанный обстоятельствами вид труда пре­вращает профессии и специальности в деятельность, полезную как для самого человека, так и для общества. Изучением вопросов, связанных с профессиональной ориентацией, особенностями выбора профессии, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации занима­лись и занимаются такие психологи, как Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, Л. Б. Шнейдер и др. В связи с ростом популярности среди абитуриентов и восстребованности в обществе профессии «пси­холог» актуальным видится изучение мотивации студентов-первокурсников, обучающихся на специальности «Психология».

Мотивы, определяющие преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. В основном они сводятся к следую­щим:

  1. Непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нем отражается. Этот интерес к самому предмету бывает в некоторых случаях настолько сильным и стойким, что учащийся оказывается в состоянии отделить самый предмет, его интересующий, от неинтересного его преподавания.

  2. Интерес вызывает характер той умственной деятельности, ко­торой требует предмет.

  3. В некоторых случаях интерес вызывается или подкрепляется соответствием склонностей человека, а также тем, что данные дисцип­лины ему хорошо даются (Епифанова С., 2000).

С целью изучения динамики мотивов поступления на специаль­ность «Психология» было проведено исследование на базе факультета социальной педагогики и психологии УО «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова». В экспериментальных срезах приня­ли участие студенты-первокурсники набора 2008 г., 2009 г. и 2010 г. Выборка составила 110 человек. Студентам первого курса предлагалось написать эссе на тему: «Почему вы выбрали профессию психолога?» по заданному плану: С чем связан Ваш выбор профессии психолога? Ка­кими потребностями обусловлен Ваш выбор? Какое влияние может ока­зать обучение на Вашу жизнь? Каковы Ваши жизненные ценности? Ка­кие надежды и ожидания Вы связываете с обучением в университете? Как Вы представляете себе свое будущее после обучения?

Данные, полученные в результате письменных ответов студен­тов, обрабатывались с помощью контент-анализа. В качестве единиц анализа выступали мотивы поступления на специальность «Психоло­гия». Подсчет частоты упоминания категорий - сплошной, терминоло­гический. В результате проведенного анализа были выделены основные мотивы поступления на специальность «Психология» по годам поступ­ления. Можно сделать вывод о том, что у студентов набора 2008 г. и 2009 г. доминирующей является гуманитарно-альтруистическая направ­ленность: желание помогать людям в решении их жизненных проблем (у 58% респондентов в 2008 г. и у 60% - в 2009 г.). У первокурсников набора 2010 г. преобладает ориентация на приобретение профессии, соответствующей интересам (50%). Менее популярны такие мотивы, как желание разобраться в себе (у студентов 2008 г. - 24%; 2009 г. -21%; 2010 г. - 17,8%), желание получить жизненный опыт, желание стать высококвалифицированным специалистом.

Мотивы поступления на специальность «Психология» были проранжированы. Как показывают результаты ранжирования, первое и второе место у студентов-первокурсников занимают желание помогать людям и приобрести профессию, соответствующую личным интересам. Далее выявляются некоторые различия по годам обучения: в 2008-2009 учебном году на третьем месте желание разобраться в себе, а у студен­тов 2009-2010 и 2010-2011 учебных годов - желание стать высококва­лифицированным специалистом (притязание на достаточно высокий уровень овладения профессией). Интересен и тот факт, что актуальность профессии «психолог» на четвертом месте у первокурсников 2008-2009 учебного года, на пятом - 2010-2011 учебного года и на шестом -2009-2010 учебного года.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для студентов, обучающихся по специальности «Психология», актуальны такие моти­вы, как желание стать высококвалифицированным специалистом, помо­гать людям, получить необходимый жизненный опыт и т.д.

Баянова Л. Ф. Галеев Д. Р. Массаров Б. Н.

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПРИ РАЗНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Ценностно-смысловая сфера личности определяется как система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирую­щая способы их достижения (Леонтьев Д. А., 1993). В психологии исполь­зуются два понятия: «ценности» и «ценностные ориентации». При всем сходстве значения указанных понятий ряд авторов отмечает их различие (Б. С. Алишев, В. А. Ядов, Г. А. Мелекесов). В западной психологии эти понятия также имеют различия в значениях. Так, Г. К. Триандис определяет ценности в качестве принципов, организующих жизнь человека, а ценност­ные ориентации отнесены им к представлениям о желаемом в организации жизнедеятельности (Triandis H. C., 1980). Особую актуальность для совре­менной психологии приобретает изучение культурных различий в выра­женности тех или иных ценностей. Клакхон и Стродтбек выявили, к при­меру, факторы, определяющие ценностную сферу той или иной культуры (Kluchohn P., Strodtbeck F., 1961). Культурные ценности представляют со­бой такие ценностные образования, по показателям которых обнаружива­ются культурные различия, что эмпирически выявлено С. Шварцем в ис­следованиях в тридцати странах мира (Schwartsz, 1992).

Целью нашего исследования стало изучение культурных ценно­стей при различной направленности личности. Ценности занимают промежуточную позицию между ценностно-смысловой и мотивацион-ной сферами личности, поэтому теоретически целесообразна постанов­ка гипотезы о том, что ценности определяются спецификой направлен­ности личности. В нашем исследовании мы рассмотрели три типа на­правленности личности: направленность на общение, направленность на себя, направленность на результат. Изначально мы предположили, что указанные типы направленности как основного конструкта в струк­туре личности будут определять характер культурных ценностей.

В ходе проведения диагностических процедур были использо­ваны методики на изучение ценностно-смысловой сферы личности и на выявление направленности личности. Ценностная сфера личности ис­следовалась, с помощью опросника ценностей Шварца (Schwartsz, 1992), адаптированного В. Н. Карандашевым (Карандашев В. Н., 2004). Данная методика позволяет выявить выраженность показателей семи ценностей культуры: включенности, иерархии, овладения, аффективной автономии, интеллектуальной автономии, равенства, гармонии.

В исследовании принимали участие 81 респондент в возрасте от 18 до 22 лет. Выборка в соответствии с целью исследования распреде­лилась следующим образом: I группа - испытуемые с типом направлен­ности на себя (43%), II группа - испытуемые с типом направленности на общение (35%), III группа - испытуемые с типом направленности на результат (22%). В результате факторного анализа в I группе были вы­делены три фактора. Первый фактор включает в себя такие ценности, как овладение, аффективная автономия, интеллектуальная автономия. Второй фактор: включенность, равенство, гармония. Третий фактор: иерархия. Во II группе выделены также три фактора. Первый фактор: включенность, интеллектуальная автономия, гармония, равенство. Вто­рой фактор: овладение, аффективная автономия. Третий фактор: иерар­хия. В III группе выделено два фактора. Первый фактор: включенность, интеллектуальная автономия, равенство, гармония. Второй фактор: ие­рархия, аффективная автономия, овладение.

Сравнение факторов в группе с направленностью на общение и на результат показал наличие общих факторов для данных выборок. Так, один из факторов объединяет следующие ценности: включенность, интеллектуальную автономию, гармонию, равенство. Это объясняется интегрированностью культурных ценностей, связанных с социальной адаптацией. Подобный фактор не образован в выборке с направленно­стью на себя, поскольку эгоцентризм снижает социальную адаптацию. Культурная ценность иерархии интегрирована в фактор с культурными ценностями овладения и аффективной автономии лишь в выборке типа направленности на результат, что объяснимо приверженностью лично­стей этой направленности на дело в большей степени, чем на взаимо­действие с другими. Культурная ценность иерархии в качестве обособ­ленного фактора выступает в двух выборках с типом направленности на себя и на общение. Это мы объясняем тем, что иерархия связана с регу­лированием поведения человека в системе отношений. Для личностей с направленностью на результат иерархия связана в один фактор с аф­фективной автономией и овладением. Таким образом, культурные цен­ности имеют различный характер связей в зависимости от направленно­сти личности.

Баянова Л. Ф. Багаева М. Н.

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ

ПОЗИТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В рамках кросс-культурных исследований в западной психоло­гии вслед за антропологами 50-х годов психологи предприняли попытки поиска культурных универсалий - общих для всех культур тем, касаю­щихся «ядерного» образования культуры - ценностей. Эти универсалии Ховстеде назвал «культурными измерениями» (Hofstede G., 1991). В качестве предмета исследования культурных измерений Триандисом также называются ценности (Triandis H. C., 1980). Особый интерес изу­чение культурных ценностей приобретает в связи с исследованием эт­нического контекста. Культурные ценности представляют собой такие ценностные образования, по показателям которых обнаруживаются культурные различия, что эмпирически выявлено С. Шварцем в иссле­дованиях в тридцати странах мира (Schwartsz, 1992).

Целью нашего исследования стало выявление характера связи культурных ценностей в группе с позитивной этнической идентично­стью. Сама постановка цели исследования подразумевает научный ин­терес не к представителям того или иного этноса, а изучение ценност­ной сферы личности в зависимости от степени ее этнической идентифи­кации. Концептуально такая постановка цели означает, условно выра­жаясь, исследование не «по горизонтали», когда сравниваются ценности разных этнических групп, а «по вертикали», когда анализируются цен­ности в зависимости от степени этнической идентичности. Этот прин­ципиальный момент связан с тем, что мы оцениваем этнос как универ­сальный культурный конструкт, принадлежность к которому осуществ­ляет человек как субъект взаимодействия с культурой.

Для определения этнической идентичности нами использована методика Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой (Солдатова Г. У., Рыжова С. В., 1994), для определения культурных ценностей - методика Шварца в адаптации Карандашева В. Н. (Карандашев В. Н., 2004). В эмпирическую выборку вошли 81 участник в возрасте от 17 до 20 лет, из которых выявлены две группы по этнической идентичности - этни­чески индифферентные (11 человек) и с позитивной этнической иден­тичностью (70 человек). Проявлений других типов идентичности в обследованной группе не выявлено, что, на наш взгляд, является пока­зателем общей тенденции распределения типов этнической идентично­сти.

Анализ интересующих нас факторов проявления культурных ценностей в ценностно-смысловой сфере мы произвели в группе с пози­тивной этнической идентичностью. Центральным звеном нашего иссле­дования является изучение соотношения и взаимосвязи этнической идентичности человека с его культурными ценностями - основным эле­ментом, характеризующим культуру (Карандашев В. Н., 2004). Ценно­сти же в свою очередь описывают те представления, с которыми люди определенной общности связывают хорошее и желательное в культуре, т. е. выражают культурные идеалы.

Корреляционный анализ выявил наличие определенных взаимо­связей. В группе с позитивной этнической идентичностью обнаружены взаимосвязи ценностей и типа этнической идентичности с прямой и поло­жительной направленностью (т. е. чем выше один показатель, тем выше другой, и наоборот). В соответствии с концепцией С. Шварца и В. Билски, ценности входят в два блока - самоопределение-самовозвышение и сохра­нение-открытость изменениям. Данные авторы выделили определенные противоречия между ценностями:

  1. Ценности сохранения (безопасность, конформность) противо­стоят ценностям изменения (стимуляции).

  2. Ценности самоопределения - отказа от собственных интересов в пользу других людей (доброта, универсализм) противостоят ценно­стям самовозвышения, акцентирующим собственные интересы (гедо­низм).

В группе с позитивной этнической идентичностью преобладают личностные ценности, направленные на ограничение действий и побуж­дений, причиняющих вред другим (конформность, r = 0,25), потреб­ность в адаптированности и предсказуемости мира, снижении неопре­деленности (безопасность, r = 0,23), понимание, благодарность, терпи­мость и поддержание благополучия всех людей и природы (универса­лизм, r = 0,34).

Таким образом, исследование обнаруживает, что для людей с позитивной этнической идентичностью характерна следующая тен­денция: чем больше развиты ценности сохранения и самоопределения, тем ярче проявляется оптимальный баланс толерантности по отноше­нию к собственной и другим этническим группам.

Бежина Х. В.