Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
Изменение места и значения человека в современных социально-экономических условиях делает все более актуальной проблему профессионализации. Первым важнейшим процессом профессионализации является профессиональное определение, выбор профессии, т. е. распределение по различным сферам трудовой деятельности. Добровольно выбранный, а не навязанный обстоятельствами вид труда превращает профессии и специальности в деятельность, полезную как для самого человека, так и для общества. Изучением вопросов, связанных с профессиональной ориентацией, особенностями выбора профессии, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации занимались и занимаются такие психологи, как Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, Л. Б. Шнейдер и др. В связи с ростом популярности среди абитуриентов и восстребованности в обществе профессии «психолог» актуальным видится изучение мотивации студентов-первокурсников, обучающихся на специальности «Психология».
Мотивы, определяющие преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. В основном они сводятся к следующим:
-
Непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нем отражается. Этот интерес к самому предмету бывает в некоторых случаях настолько сильным и стойким, что учащийся оказывается в состоянии отделить самый предмет, его интересующий, от неинтересного его преподавания.
-
Интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет.
-
В некоторых случаях интерес вызывается или подкрепляется соответствием склонностей человека, а также тем, что данные дисциплины ему хорошо даются (Епифанова С., 2000).
С целью изучения динамики мотивов поступления на специальность «Психология» было проведено исследование на базе факультета социальной педагогики и психологии УО «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова». В экспериментальных срезах приняли участие студенты-первокурсники набора 2008 г., 2009 г. и 2010 г. Выборка составила 110 человек. Студентам первого курса предлагалось написать эссе на тему: «Почему вы выбрали профессию психолога?» по заданному плану: С чем связан Ваш выбор профессии психолога? Какими потребностями обусловлен Ваш выбор? Какое влияние может оказать обучение на Вашу жизнь? Каковы Ваши жизненные ценности? Какие надежды и ожидания Вы связываете с обучением в университете? Как Вы представляете себе свое будущее после обучения?
Данные, полученные в результате письменных ответов студентов, обрабатывались с помощью контент-анализа. В качестве единиц анализа выступали мотивы поступления на специальность «Психология». Подсчет частоты упоминания категорий - сплошной, терминологический. В результате проведенного анализа были выделены основные мотивы поступления на специальность «Психология» по годам поступления. Можно сделать вывод о том, что у студентов набора 2008 г. и 2009 г. доминирующей является гуманитарно-альтруистическая направленность: желание помогать людям в решении их жизненных проблем (у 58% респондентов в 2008 г. и у 60% - в 2009 г.). У первокурсников набора 2010 г. преобладает ориентация на приобретение профессии, соответствующей интересам (50%). Менее популярны такие мотивы, как желание разобраться в себе (у студентов 2008 г. - 24%; 2009 г. -21%; 2010 г. - 17,8%), желание получить жизненный опыт, желание стать высококвалифицированным специалистом.
Мотивы поступления на специальность «Психология» были проранжированы. Как показывают результаты ранжирования, первое и второе место у студентов-первокурсников занимают желание помогать людям и приобрести профессию, соответствующую личным интересам. Далее выявляются некоторые различия по годам обучения: в 2008-2009 учебном году на третьем месте желание разобраться в себе, а у студентов 2009-2010 и 2010-2011 учебных годов - желание стать высококвалифицированным специалистом (притязание на достаточно высокий уровень овладения профессией). Интересен и тот факт, что актуальность профессии «психолог» на четвертом месте у первокурсников 2008-2009 учебного года, на пятом - 2010-2011 учебного года и на шестом -2009-2010 учебного года.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для студентов, обучающихся по специальности «Психология», актуальны такие мотивы, как желание стать высококвалифицированным специалистом, помогать людям, получить необходимый жизненный опыт и т.д.
Баянова Л. Ф. Галеев Д. Р. Массаров Б. Н.
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПРИ РАЗНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Ценностно-смысловая сфера личности определяется как система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения (Леонтьев Д. А., 1993). В психологии используются два понятия: «ценности» и «ценностные ориентации». При всем сходстве значения указанных понятий ряд авторов отмечает их различие (Б. С. Алишев, В. А. Ядов, Г. А. Мелекесов). В западной психологии эти понятия также имеют различия в значениях. Так, Г. К. Триандис определяет ценности в качестве принципов, организующих жизнь человека, а ценностные ориентации отнесены им к представлениям о желаемом в организации жизнедеятельности (Triandis H. C., 1980). Особую актуальность для современной психологии приобретает изучение культурных различий в выраженности тех или иных ценностей. Клакхон и Стродтбек выявили, к примеру, факторы, определяющие ценностную сферу той или иной культуры (Kluchohn P., Strodtbeck F., 1961). Культурные ценности представляют собой такие ценностные образования, по показателям которых обнаруживаются культурные различия, что эмпирически выявлено С. Шварцем в исследованиях в тридцати странах мира (Schwartsz, 1992).
Целью нашего исследования стало изучение культурных ценностей при различной направленности личности. Ценности занимают промежуточную позицию между ценностно-смысловой и мотивацион-ной сферами личности, поэтому теоретически целесообразна постановка гипотезы о том, что ценности определяются спецификой направленности личности. В нашем исследовании мы рассмотрели три типа направленности личности: направленность на общение, направленность на себя, направленность на результат. Изначально мы предположили, что указанные типы направленности как основного конструкта в структуре личности будут определять характер культурных ценностей.
В ходе проведения диагностических процедур были использованы методики на изучение ценностно-смысловой сферы личности и на выявление направленности личности. Ценностная сфера личности исследовалась, с помощью опросника ценностей Шварца (Schwartsz, 1992), адаптированного В. Н. Карандашевым (Карандашев В. Н., 2004). Данная методика позволяет выявить выраженность показателей семи ценностей культуры: включенности, иерархии, овладения, аффективной автономии, интеллектуальной автономии, равенства, гармонии.
В исследовании принимали участие 81 респондент в возрасте от 18 до 22 лет. Выборка в соответствии с целью исследования распределилась следующим образом: I группа - испытуемые с типом направленности на себя (43%), II группа - испытуемые с типом направленности на общение (35%), III группа - испытуемые с типом направленности на результат (22%). В результате факторного анализа в I группе были выделены три фактора. Первый фактор включает в себя такие ценности, как овладение, аффективная автономия, интеллектуальная автономия. Второй фактор: включенность, равенство, гармония. Третий фактор: иерархия. Во II группе выделены также три фактора. Первый фактор: включенность, интеллектуальная автономия, гармония, равенство. Второй фактор: овладение, аффективная автономия. Третий фактор: иерархия. В III группе выделено два фактора. Первый фактор: включенность, интеллектуальная автономия, равенство, гармония. Второй фактор: иерархия, аффективная автономия, овладение.
Сравнение факторов в группе с направленностью на общение и на результат показал наличие общих факторов для данных выборок. Так, один из факторов объединяет следующие ценности: включенность, интеллектуальную автономию, гармонию, равенство. Это объясняется интегрированностью культурных ценностей, связанных с социальной адаптацией. Подобный фактор не образован в выборке с направленностью на себя, поскольку эгоцентризм снижает социальную адаптацию. Культурная ценность иерархии интегрирована в фактор с культурными ценностями овладения и аффективной автономии лишь в выборке типа направленности на результат, что объяснимо приверженностью личностей этой направленности на дело в большей степени, чем на взаимодействие с другими. Культурная ценность иерархии в качестве обособленного фактора выступает в двух выборках с типом направленности на себя и на общение. Это мы объясняем тем, что иерархия связана с регулированием поведения человека в системе отношений. Для личностей с направленностью на результат иерархия связана в один фактор с аффективной автономией и овладением. Таким образом, культурные ценности имеют различный характер связей в зависимости от направленности личности.
Баянова Л. Ф. Багаева М. Н.
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ
ПОЗИТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В рамках кросс-культурных исследований в западной психологии вслед за антропологами 50-х годов психологи предприняли попытки поиска культурных универсалий - общих для всех культур тем, касающихся «ядерного» образования культуры - ценностей. Эти универсалии Ховстеде назвал «культурными измерениями» (Hofstede G., 1991). В качестве предмета исследования культурных измерений Триандисом также называются ценности (Triandis H. C., 1980). Особый интерес изучение культурных ценностей приобретает в связи с исследованием этнического контекста. Культурные ценности представляют собой такие ценностные образования, по показателям которых обнаруживаются культурные различия, что эмпирически выявлено С. Шварцем в исследованиях в тридцати странах мира (Schwartsz, 1992).
Целью нашего исследования стало выявление характера связи культурных ценностей в группе с позитивной этнической идентичностью. Сама постановка цели исследования подразумевает научный интерес не к представителям того или иного этноса, а изучение ценностной сферы личности в зависимости от степени ее этнической идентификации. Концептуально такая постановка цели означает, условно выражаясь, исследование не «по горизонтали», когда сравниваются ценности разных этнических групп, а «по вертикали», когда анализируются ценности в зависимости от степени этнической идентичности. Этот принципиальный момент связан с тем, что мы оцениваем этнос как универсальный культурный конструкт, принадлежность к которому осуществляет человек как субъект взаимодействия с культурой.
Для определения этнической идентичности нами использована методика Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой (Солдатова Г. У., Рыжова С. В., 1994), для определения культурных ценностей - методика Шварца в адаптации Карандашева В. Н. (Карандашев В. Н., 2004). В эмпирическую выборку вошли 81 участник в возрасте от 17 до 20 лет, из которых выявлены две группы по этнической идентичности - этнически индифферентные (11 человек) и с позитивной этнической идентичностью (70 человек). Проявлений других типов идентичности в обследованной группе не выявлено, что, на наш взгляд, является показателем общей тенденции распределения типов этнической идентичности.
Анализ интересующих нас факторов проявления культурных ценностей в ценностно-смысловой сфере мы произвели в группе с позитивной этнической идентичностью. Центральным звеном нашего исследования является изучение соотношения и взаимосвязи этнической идентичности человека с его культурными ценностями - основным элементом, характеризующим культуру (Карандашев В. Н., 2004). Ценности же в свою очередь описывают те представления, с которыми люди определенной общности связывают хорошее и желательное в культуре, т. е. выражают культурные идеалы.
Корреляционный анализ выявил наличие определенных взаимосвязей. В группе с позитивной этнической идентичностью обнаружены взаимосвязи ценностей и типа этнической идентичности с прямой и положительной направленностью (т. е. чем выше один показатель, тем выше другой, и наоборот). В соответствии с концепцией С. Шварца и В. Билски, ценности входят в два блока - самоопределение-самовозвышение и сохранение-открытость изменениям. Данные авторы выделили определенные противоречия между ценностями:
-
Ценности сохранения (безопасность, конформность) противостоят ценностям изменения (стимуляции).
-
Ценности самоопределения - отказа от собственных интересов в пользу других людей (доброта, универсализм) противостоят ценностям самовозвышения, акцентирующим собственные интересы (гедонизм).
В группе с позитивной этнической идентичностью преобладают личностные ценности, направленные на ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим (конформность, r = 0,25), потребность в адаптированности и предсказуемости мира, снижении неопределенности (безопасность, r = 0,23), понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы (универсализм, r = 0,34).
Таким образом, исследование обнаруживает, что для людей с позитивной этнической идентичностью характерна следующая тенденция: чем больше развиты ценности сохранения и самоопределения, тем ярче проявляется оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам.
Бежина Х. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова