logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов

Проблема этнических стереотипов на сегодняшний день зани­мает одно из центральных мест в социальной психологии. Стереотипы являются обязательной частью нашей культуры, делая наше мышление и деятельность в некотором смысле консервативными. Они имеют дос­таточно сильное влияние на сознание людей и очень широкое распро­странение. Под этническим стереотипом мы понимаем жестко фиксиро­ванную этническую установку, напрямую регулирующую восприятие, поведение и интерпретацию поведения окружающих людей (Почебут Л. Г., 2007). Актуальность изучения этнических стереотипов именно данных групп обусловлена развитием партнерских отношений Японии и России. Рядом авторов отмечается, что именно знание этниче­ских стереотипов является важным условием эффективного сотрудни­чества, налаживания контактов и успешной адаптации к инокультурной среде.

В качестве объекта проведенного эмпирического исследования выступили студенты различных вузов Санкт-Петербурга (140 человек) и студенты Токийского университета (50 человек), различные по полу и возрасту, имевшие опыт общения с представителями другой националь­ности (для русских - с японцами, для японцев - с русскими) или не имевшие подобного опыта. С целью выявления и сравнения авто- и ге-теростереотипов восприятия нами была использована методика «припи­сывания качеств» Д. Каца и К. Брейли. Для выборки японских студен­тов методика была переведена на японский язык техникой обратного перевода.

В результате проведенного исследования нами были выявлены наиболее значимые автостереотипы восприятия русских людей. В пред­ставлении русских о самих себе они являются патриотичными, друже­любными, прагматичными, самодовольными, отзывчивыми, обладаю­щими чувством собственного достоинства, целеустремленными, береж­ливыми. Были выделены также значимые гетеростереотипы восприятия японцев в отношении русских. В представлении японцев русский чело­век сильный, эмоциональный, эгоистичный, гостеприимный, щедрый. На основании полученных данных мы можем судить о том, что пред­ставления русских о самих себе не совпадают с представлениями япон­цев о них. Такое несовпадение позволяет говорить о низкой степени межкультурного взаимопонимания и взаимной проницательности этих двух этнических групп.

При рассмотрении автостереотипов восприятия представителей японской культуры были выделены следующие значимые представле­ния японцев о самих себе: дисциплинированные, трудолюбивые, терпе­ливые, бережливые. Отмечается явный положительный характер авто­стереотипов. Русскими также были выделены значимые гетеростерео-типы восприятия в отношении японцев. В представлении русского че­ловека японцы патриотичные, послушные, отзывчивые, бережливые. Гетеростереотипы также носят положительный характер, что позволяет судить о позитивной, в целом, оценке данного этноса.

При анализе взаимосвязей стереотипов было выявлено, что чем чаще японцы склонны оценивать себя как трудолюбивых, тем чаще они могут считать русских ленивыми (r = 0,36, p < 0,05). Японцы, считаю­щие себя бережливыми, склонны оценивать русских как щедрых (r = 0,38, p < 0,05). Кроме того, обнаружено, что чем более сильными японцы считают себя, тем менее уверенными в себе предстают в их гла­зах русские (r = -0,40, p < 0,05).

Таким образом, мы видим противопоставление характера авто-и гетеростереотипов. При положительной оценке себя представители японской национальности отмечают противоположные черты у русских людей. В целом, в результате проведенного исследования были получе­ны данные, позволяющие сделать вывод о том, что содержание этниче­ских стереотипов русских и японских студентов хоть и различно, но носит скорее положительный характер. Этот факт дает основание про­гнозировать успешность межкультурной коммуникации представителей данных этнических групп.

Синельникова Е. С.