logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью

В наш информационный век важно не просто усвоение готовых знаний, а умение получить их самостоятельно в ходе изучения окру­жающего мира. Реальную возможность самостоятельного получения знаний предоставляет организация участия детей в исследовательской деятельности. Опираясь на А. В. Леонтовича, можно сказать, что дет­ская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологиче­ски, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впе­чатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшая черта детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Именно это порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ре­бенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Исследо­вательская работа является уникальным инструментом развития лично­сти обучающихся. В рамках учебно-исследовательской деятельности развиваются способности учащихся к самоанализу и самопознанию, формируются коммуникативные навыки, укрепляющие социальные свя­зи, которые способствуют его успешной адаптации в социуме.

Для выявления психологических особенностей школьников, за­нимающихся научной деятельностью, нами было проведено исследова­ние на базе факультета научной подготовки учащихся. Факультет науч­ной подготовки учащихся является структурным подразделением Севе­ро-Осетинского государственного педагогического института. Целью исследования было выявление психологических особенностей школь­ников, занимающихся научной деятельностью. Задачи: определение уровня мотивации успеха и боязни неудач; соотнесение уровня само­оценки и притязаний; определение профиля личности; изучение креа­тивности, беглости, оригинальности, гибкости творческого мышления.

Для решения задач исследования мы применили следующий диагностический пакет методик: «мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана; опросник EPI Айзенка; «исследование самооценки Дембо-Рубинштейна» 16-факторный опросник Кеттелла; Тест Гилфорда (модифицированный). Гипотеза: мы предположили, что у детей, зани­мающихся научно-исследовательской деятельностью, можно выявить некоторые психологические особенности: внутренняя мотивация преоб­ладает над внешней; преобладает эмоциональная стабильность; сущест­вует оригинальность творческого мышления.

Исходя из полученных данных, можно сделать выводы, что де­ти, занимающиеся научной деятельностью обладают высоким уровнем мотивации на достижение успеха. Они уверенны в себе и своих силах, сами проявляют инициативу. Преобладает экстравертированный тип. Действуют под влиянием момента, предпочитают движение и действие, импульсивны, беззаботны, ощущают необходимость в контактах. Эти школьники постоянно находятся в состоянии возбуждения, не могут оставаться без дела, даже в обстановке, способствующей отдыху. Эти дети также обладают высокими общими мыслительными процессами, имеют широкие интеллектуальные интересы, быстро обучаются, на­стойчивы в достижении своих целей, предлагают множество решений, обладают высокой скоростью переключения с одной задачи на другую, максимальной частотой оригинальных ответов, проявляют большую инициативу, независимость суждений, имеется склонность ставить пе­ред собой новые сложные задачи. Среди личностных особенностей можно выделить: обособленность и отчужденность, тревожность, осто­рожность, сдержанность. В делах они точны и обязательны, но недоста­точно гибки. Характеризуются как люди, которые не способны контро­лировать свои эмоциональные импульсы, невыдержанны в общении, импульсивны. Не стесняются публичных выступлений, любят нахо­диться на виду. Обладают богатым воображением. Любят совместные действия, сильные и энергичные. Верят в себя, легко переживают жиз­ненные неудачи.

В заключение считаем необходимым отметить, что научно-исследовательская деятельность учащихся предполагает формирование и развитие всех видов мышления школьников, конечным результатом чего должно явиться «перерастание» репродуктивного стиля мышления и когнитивной деятельности в продуктивный. На наш взгляд, это и со­ставляет основу психологических особенностей учащихся, занимаю­щихся научно-исследовательской деятельностью. Практическая значи­мость данного исследования заключается в возможности использования полученных данных для планирования и организации форм работы с детьми, склонными к научно-исследовательской деятельности.

Закурдаева И. Д.