logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов

Цель: анализ тактик переговоров между заинтересованными лицами в ситуации конфликтующих интересов на материале студенче­ской выборки. Объект: процесс переговоров между двумя собеседника­ми в ситуации конфликтующих интересов. Предмет: закономерности взаимопереходов между тактиками уступки, давления, аргумента в пользу своей позиции и аргумента против позиции собеседника в про­цессе переговоров.

Гипотезы:

  1. Протекание переговорного процесса в ситуации конфлик­тующих интересов может быть адекватно описано с помощью матема­тической модели цепей Маркова второго порядка, т. е. тактика, приме­няемая собеседником А в момент времени N, зависит от двух предыду­щих тактик во взаимодействии: тактики собеседника Б в момент време­ни N-1 и предыдущей тактики самого собеседника А в момент времени N-2.

  2. Тактика давления, применяемая собеседником А, приводит к повышению вероятности применения тактики давления со стороны собеседника Б.

  3. Тактика уступки, применяемая собеседником А, приводит к повышению вероятности применения этой тактики со стороны собе­седника Б.

Организация и методы исследования. В исследовании было ис­пользовано 50 пар студентов различных курсов института психологии ПГПУ. Парам была предложена игровая ситуация, в которой они явля­лись двумя сотрудниками одной компании. Испытуемые должны были принять решение по четырем пунктам, при этом учесть интересы собе­седника, но минимально отступиться от своих предпочтений.

Ситуация взаимодействия снималась на видеокамеру. На вто­ром этапе исследования группа экспертов анализировала видеозапись. Словесное взаимодействие пар было закодировано с видеозаписи пере­говоров. Схема кодирования была основана на разработке Вейнгарта. Далее мы последовательно анализировали прирост пригодности мате­матических моделей цепей Маркова разного порядка к эмпирически полученным данным. Далее мы провели анализ частичных и марги­нальных ассоциаций для того, чтобы определить прирост пригодности при переходе от одной модели к другой.

На следующем этапе мы анализировали различные модели, ко­торые прошли проверку на пригодность, таких моделей мы выявили четыре, это модели первого порядка.

Выводы:

  1. Первая гипотеза не нашла эмпирического подтверждения. Сравнение показало, что улучшение в индексах пригодности при пере­ходе от цепи первого порядка к цепи второго порядка незначительно: Х2 = 23,1, p > 0,05. Фактически это означает, что учет закономерностей взаимодействия между состояниями в моменты времени N-1 и N-2 в нашей выборке для объяснения поведения собеседника А и собесед­ника Б избыточен. Модель первого порядка, учитывающая лишь непо­средственные реакции собеседника А на собеседника Б (и наоборот), обладает высокой степенью пригодности: х2 =42,6, р < 0,05.

  2. Вторая гипотеза также не нашла своего подтверждения. Об этом можно говорить на основании того, что если была предложена так­тика давления, то человек, скорее всего, отреагирует на это тактикой уступки (42,86%).

  3. Третья гипотеза также не нашла эмпирического подтвержде­ния. Об этом можно говорить на основании того, что если была пред­ставлена тактика уступки, то человек, скорее всего, представит тактику аргумента в защиту своей позиции (41,34%).

  4. При анализе модели 14 (человек в момент времени N ориен­тируется на сказанную оппонентом фразу в момент времени N-3), мы получили следующие результаты: А: если в момент времени N-3 была предложена тактика давления, то человек не берет во внимание тактики, использованные в моменты времени N-1 и N-2, он отреагирует на нее, скорее всего, тактикой уступки (34,29%). Б: Если в момент времени N-3 была предложена тактика уступки, то человек не берет во внимание тактики, использованные в моменты времени N-1 и N-2, он отреагирует на нее, скорее всего, либо тактикой уступки (32,40%), либо тактикой аргумента за свою позицию (32,96%). В: Если в момент времени N-3 была предложена тактика аргумента в защиту своей позиции, то человек не берет во внимание тактики, использованные в моменты времени N-1 и N-2, он отреагирует на нее, скорее всего, тактикой уступки (40,12%). Г: Если в момент времени N-3 была предложена тактика аргумента про­тив позиции соперника, то человек не берет во внимание тактики, ис­пользованные в моменты времени N-1 и N-2, он отреагирует на нее, скорее всего, тактикой аргумента в защиту своей позиции (30,56%).

Трутень Е. В.

ДИНАМИКА КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Актуальность исследования особенностей совладающего пове­дения у сотрудников пожарной части определена особенностями про­фессиональной деятельности, предъявляющей высокие требования в плане физического и психического здоровья. Эффективное преодоле­ние профессиональных стрессовых ситуаций определяет эффективность профессиональной деятельности в целом и снижает вероятность появ­ления и развития профессиональных деструкций.

Целью работы является изучение динамики выбора копинг-стратегий сотрудников пожарной части на разных этапах профессио­нального пути. Выборку исследования составили сотрудники пожарной части г. Омска с разным стажем работы в ситуации пожара. В результа­те сформировались две группы, в каждой из которых по 30 человек: со стажем работы менее десяти лет и более десяти лет. Для проведения сравнительного анализа был использован опросник диагностики ко-пинг-стратегий К. Карвера (адаптация Л. И. Дементий, 2004). К опрос­нику прилагалась инструкция, где сообщалось, что сотрудникам пожар­ной части с разным стажем необходимо оценить свое поведение при столкновении с ситуацией пожара на начальном этапе профессио­нализации (ретроспективно) и на настоящий момент.

При сравнительном анализе копинг-стратегий сотрудников по­жарной части со стажем работы менее десяти лет обнаружены значимые различия. Высокие показатели выявлены на начальном этапе профес­сионализации по стратегии «поиск эмоциональной общественной под­держки» (t = 1,46, p = 0,002), что может свидетельствовать о частом об­ращении к коллегам в поиске сочувствия и понимания на этапе адапта­ции. Со временем появляется опыт, уверенность в себе и своих силах и необходимость в этом минимизируется. Кроме того, с приобретением опыта стрессовая ситуация рассматривается как возможность личност­ного роста, что благоприятно влияет на выполнение работы - стратегия «положительное истолкование и рост»: t = 2,08, p = 0,004. Сотрудник пожарной части признает реальность случившейся ситуации, принимает ее неизбежность как специфику собственной профессиональной дея­тельности (шкала «принятие» (t = 0,79, p = 0,03).

Были обнаружены значимые различия по стратегии «менталь­ное отстранение» (t = 4,14, p = 0,002), по которой можно судить о том, что при выполнении работы напряжение постоянно растет и сотруднику необходимо отвлекаться от источника стресса с помощью сна, развле­чений и мечты, что также свойственно и сотрудникам со стажем работы более десяти лет (t = 4,22, p = 0,02). Кроме того, выявлены значимые различия копинг-стратегий сотрудников пожарной части со стажем ра­боты более десяти лет. У таких сотрудников ярко выражен «активный копинг» (t = 3,49, p = 0,03), который указывает, что в начале профессии сотрудник мало действует, а с возрастанием опыта он активно выполня­ет действия, направленные на преодоление источника стресса. Пожар­ный нуждается в совете, помощи, поддержке, особенно важной на на­чальных этапах работы (стратегия «поиск активной общественной под­держки» (t = 4,76, p = 0,003). С ростом опыта работы сосредоточение на источнике стресса возрастает и снижается внимание к другим видам деятельности для лучшего прояснения сути проблемы и способов ее предотвращения («подавление конкурирующей деятельности» (t = 2,53, p = 0,04), а также индивид признает реальность случившейся ситуации и осознает, что она произошла (шкала «принятие»: (t = 1,97, p = 0,003), а не пытается ее отрицать, как это было в начале работы.

С учетом копинг-стратегии «положительное истолкование и рост» (t = 2,69, p = 0,02) можно судить о том, что с приобретением опы­та стрессовая ситуация рассматривается более позитивно в отношении угрожающей ситуации при точной оценке всей чрезвычайной ситуации. Согласно полученным данным, можно сделать следующий вывод: ди­намика в выборе копинг-стратегий сотрудников пожарной части с раз­личным стажем работы на разных этапах профессионального пути име­ет значимые различия. Сотрудники пожарной части со стажем работы до десяти лет часто ищут эмоциональной помощи, понимания. В свою очередь, у сотрудников со стажем более десяти лет появляется страте­гия «активный копинг», увеличивается стрессоустойчивость, но они также ищут поддержки, совета, так как совершаемая трудовая деятель­ность крайне сложна и сопровождается эмоциональным напряжением. Понимание динамических тенденций в выборе копинг-стратегий позво­лит разработать меры профилактики профессионального стресса и под­готовки начинающих сотрудников к корректному выходу из возможных стрессовых ситуаций.

Фабрикант М. С.