Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю. Н. Емельяновым. «Сферу возможностей субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов аффективного реагирования и социального опыта, способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» (Емельянов Ю. Н. , 1991). Рассматривая понятия интеллекта и креативности как нетождественные, мы хотим обратить внимание на следующее терминологическое противоречие, причина которого лежит, на наш взгляд, в отсутствии единого мнения относительно структуры и функций интеллекта, вытекающее из кризиса тестологических теорий его исследования.
В рамках тестологического подхода интеллект, отождествляемый с конвергентным мышлением, и креативность, выступающая синонимом дивергентных способностей, представляют собой две взаимосвязанные, но, тем не менее, различные категории. Однако при их рассмотрении в рамках совершенно иного контекста - контекста социального взаимодействия становится очевидным, что проявления интеллектуальных способностей при выполнении тестовых заданий отнюдь не тождественны интеллекту, раскрывающемуся в рамках межличностного общения. В данной среде понятие интеллекта наполняется принципиально иными функциями, что, на наш взгляд, сближает его с социальной креативностью. Как известно, в заданиях традиционных тестов интеллекта используется ограниченное количество переменных. Более того, тесты сконструированы таким образом, чтобы испытуемый вел поиск решения в узком семантическом поле, следствием чего является наличие единственно верного варианта решения предлагаемой задачи. В отличие от тестов на креативность, в тестах на академический интеллект творчество испытуемого латентно, поскольку оно никак не проявляет себя.
Процесс социального взаимодействия отличается от заданий тестов академического интеллекта, как минимум, по двум аспектам. Во-первых, в данном случае проблемную ситуацию - процесс социального взаимодействия - следует представлять как массив со значительно большим количеством переменных, находящихся в сложных диалектических взаимоотношениях друг с другом. Во-вторых, наиболее существенным отличием является тот факт, что каждая переменная находится не в статичном состоянии, как в тестах академического интеллекта, а в динамичном, то есть ее значение в каждый момент времени нестабильно, изменчиво. Такое представление социального взаимодействия неизбежно подводит нас к невозможности уверенного прогнозирования развития поведения другого человека, точнее к указанию его наиболее типичных вариантов развертывания. Следовательно, в таком тестовом испытании возможно нахождение сразу нескольких правильных решений, что уже само по себе указывает на проявления скорее креативности, чем интеллекта.
В нашем исследовании были изучены особенности взаимосвязи креативности и социального интеллекта. Используемые методики: ассоциативный тест С. Медника, тест «Круги» Е. Торренса и методика «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда. Выборка (n = 350) была разделена на такие подгруппы, как студенты «с высокой/низкой вербальной креативностью» и «с высокой/низкой образной креативностью». Математическая обработка осуществлялась при помощи коэффициента корреляции Пирсона и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Было обнаружено, что разные показатели социального интеллекта не имеют прямой связи с вербальной и образной креативностью. Однако, несмотря на это, анализ корреляционных связей внутри подгрупп показал интересные результаты. В группах студентов с высокой вербальной и высокой образной креативностью были обнаружены значимые связи. Чем выше креативность, тем выше показатели социального интеллекта (R = 0,42; p < 0,05 и R = 0,31; p < 0,05). Таким образом, можно говорить, что связь социального интеллекта и креативности не является однозначной. Вероятно, лишь при определенном уровне креативности социальный интеллект приобретает значимость для личности в ситуации социального взаимодействия.
Какорин Д. В.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ЗРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА
ИЛЛЮЗОРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ*
Способности человека определять размер посвящено множество исследований в области психологии. Одна из проблем в исследовании восприятия размера - ошибки, которые совершает человек при сопоставлении размеров одинаковых объектов. Попытки сравнить восприятие параметров объектов в различных модальностях предпринима-
Исследование проведено при поддержке ГК № 14.740.11.0232.
лись в целом ряде экспериментов. Например, изучались особенности движений схватывания элементов конфигураций фигуры Мюллера-Лайера (Milner, Goodale, 1995), исследовались субъективные оценки крутизны (Proffitt, Creem, 1999). Данная работа отличается используемым материалом и способом измерения субъективной оценки размеров предъявленных объектов. Предполагается, что интерпретация размера связана с модальностью, в которой происходит оценка. Цель работы: выявить влияние используемой модальности на величину ошибки при оценке размера иллюзорных фигур.
Метод. Для проведения эксперимента были подобраны три различных иллюзорных рисунка, на каждом из которых присутствуют два идентичных по размеру объекта, кажущихся разными.
Каждый рисунок получил свой уникальный порядковый номер, который определяет очередность предъявления его для испытуемого. Все размеры для интерпретации были равны 60 мм. Для фиксации и измерения размера объекта были сделаны заготовки - равнобедренные треугольники высотой 295 мм и с основанием 120 мм. В ходе эксперимента треугольник устанавливался вертикально, испытуемого просили показать размер видимого им объекта при помощи большого и указательного пальца левой руки движением по треугольнику сверху вниз или снизу вверх (это зависело от пробы). Экспериментатор фиксировал положение пальцев карандашом на треугольнике, когда испытуемый подбирал нужный размер. Такой способ оценки был придуман для того, чтобы снизить вероятность запоминания и фиксации испытуемым положения пальцев от пробы к пробе.
19 человек согласились добровольно участвовать в эксперименте. Испытуемому предъявляли рисунки с иллюзиями. Экспериментатор просил сосредоточиться на зрительном восприятии объектов. Оценку размера испытуемый начинал с объекта, который казался ему больше. В первой серии все рисунки испытуемый оценивал, не видя своих пальцев и треугольника. Во второй серии испытуемого просили смотреть на свои пальцы и треугольник. При каждом предъявлении рисунка используется новый треугольник. Испытуемый не должен видеть отметки экспериментатора на треугольнике, чтобы не иметь возможности коррекции.
Результаты. В ходе эксперимента мы получили визуальную и двигательную оценку размеров трех объектов, причем каждое измерение делалось дважды (от вершины треугольника к основанию и от основания к вершине). Вычислялось среднее арифметическое размера для каждого объекта и разность полученных размеров. Использовали критерий Вилкоксона для сопоставления результатов, полученных в двух разных условиях (визуальная и кинестетическая интерпретация) на одной и той же выборке испытуемых. Таким образом, мы определили, что на уровне а = 0,05 сдвиг носит неслучайный характер, т. е. нулевая гипотеза отклоняется. Величина p - 0,01. Эксперимент показал, что интерпретация размера зависит от модальности, в которой производится оценка. В целом, результаты соответствуют ранее проведенным аналогичным экспериментам, описанным выше. И все-таки, остается неясным механизм, благодаря которому происходят такие изменения в оценке размеров. Одно из возможных объяснений приводит Б. М. Величковский (2006).Оно заключаеться в том, что «восприятие для действия» не имеет собственной памяти и в случае прерывания вынуждено опираться на данные имеющего доступ к памяти «восприятия для познания», как следствие - моторная оценка в момент зрительного восприятия точнее и менее подвержена иллюзии, нежели такая же оценка без возможности одновременно рассматривать стимул. С другой стороны, зрительная модальность может служить дополнительным способом контроля правильности собственных действий.
Вероятно, что при необходимости давать отчет, не видя собственную руку, испытуемый имеет меньше возможностей контролировать свою оценку размера. Происходит снижение сознательного контроля, что в свою очередь ведет к правильному решению задачи. Похожей интерпретации результатов при решении других когнитивных задач придерживается Н. В. Морошкина (2006). Само по себе такое объяснение влечет за собой необходимость дополнительной проверки.
Карасаева А. М.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова