logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Психологическое здоровье учащихся

Здоровье - одна из важнейших ценностей человеческой жизни. В его общем представлении, психологическое здоровье находится на особом месте, выступая значимой характеристикой личности. Оно от­ражает особенности ее генезиса и психического развития. Одной из ак­туальных задач на сегодняшний день является необходимость решения вопроса психологического здоровья школьников. Об остроте и необхо­димости работы над этой проблемой говорят данные исследований фи­зического здоровья учащихся, а также результаты изучения их психиче­ского состояния (тревожности, безопасности и т. п.). Нарушение психо­логического здоровья связано с соматическими заболеваниями, небла­гоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка. Для психологического здоровья норма - это присутствие опре­деленных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать раз­витию общества.

Понимание нормы основывается на анализе взаимодействия че­ловека с окружающей средой и предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптиро­вать ее в соответствии со своими потребностями. Психологическое здо­ровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регули­рующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры. Составляющими (компонентами) психологиче­ского здоровья являются социальный, эмоциональный и интеллектуаль­ный аспекты развития личности.

В качестве главных критериев психологического здоровья мож­но выделить следующие:

- позитивное самоощущение (позитивный основной эмоцио­нальный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;

В школе необходимо создать для ученика такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя успешным. Нельзя допускать хронического неуспеха и неудач, поскольку это навсегда может отбить интерес к уче­нию. Нельзя допускать, чтобы ученик воспринимал неправильно вы­полненное задание как показатель собственной неполноценности и лич­ной недостаточности. Излишняя требовательность учителя становится бедствием для учеников с невротической склонностью к панике, с по­требностью защищать позитивные впечатления. Ошибка для них - ката­строфа, они впадают в отчаяние, вопреки действительности у них воз­никает чувство «я ничего не умею».

Неблагоприятные психологические состояния и ряд личност­ных особенностей влекут за собой повышение уровня невротизации, что является признаком дезадаптации и риском для здоровья учащихся. Не­редко встречаются нарушения психологического здоровья, истоки кото­рых лежат в подростковом возрасте. Они связаны с осложнением проте­кания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности - представления о себе, своих силах, возможно­стях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подрос­ток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целост­ность своего «Я». Тогда при наличии активной позиции, а в этом воз­расте она наиболее типична, подросток сопротивляется любым социа­лизирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисцип­лину на уроках, идти к психологу. Он как бы надевает защитную маску «у меня все хорошо», пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чув­ство тревоги.

В наиболее сложных ситуациях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днем. Параметры развития или психологического здоровья часто внешне не проявляются, а сопутст­вующие им поведенческие изменения не всегда социально желательны и могут не устраивать педагогов и родителей. Например, ребенок, у ко­торого снизился уровень социальных страхов, становится менее «удоб­ным» для некоторых взрослых. Для обеспечения психологического здо­ровья учащихся необходимым является проведение в учебных заведе­ниях медицинскими работниками, психологами, совместно с министер­ствами: образования, науки и молодежной политики, по национальной политике, физической культуры и спорта профилактических работ, в рамках пропаганды здорового образа жизни, формирования у молоде­жи системы альтернативных увлечений, позитивных социально ориен­тированных установок, что может способствовать поддержанию и со­хранению психологического здоровья личности.

Гончарова Ю. А.