logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации

Динамично возникающие проблемы современного предприни­мательства выводят психологическую науку на их качественное пере­осмысление и анализ. Предпринимательская организация, производя­щая новый товар или услуги, имеющие высокий спрос на рынке, пред­ставляет собой синтез новых идей, технологий, персонала, материаль­ных ресурсов. Личность самого предпринимателя, являющегося ключе­вой фигурой организации, в современных социально-экономических условиях имеет немаловажное значение для ее успешного функциони­рования.

Значительное число психологических исследований посвящено личности предпринимателя, который является ключевой фигурой этой деятельности. Например, достоверно установлено следующее: предпри­ниматель определяется как человек особого типа, психологические осо­бенности которого могут проявляться и рассматриваться безотноси­тельно к содержанию выполняемой им экономической функции. Имен­но благодаря подобной идее, заимствованной из работ Й. Шумпетера, появились психологические исследования, которые были посвящены поиску тех особенностей, которые стимулируют человека к осуществ­лению успешной и эффективной предпринимательской деятельности. Психология личности предпринимателя в зарубежных исследованиях представлена изучением мотивации предпринимательской деятельности (Д. Макклеланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен), выявлением уровня ин-тернальности предпринимателей (Р. Брокхаус, М. Кете де Врис, Д. Миллер и др.), объяснением склонности предпринимателей к уме­ренному риску (Р. Брокхауз, К.-Э. Вернерид).

В настоящее время в психологии и социологии продолжаются исследования особенностей свойств и качеств личности современного предпринимателя (А. Е. Чирикова, Т. В. Корнилова, В. Г. Булыгина,

A. П. Корнилов, В. Нечаев, Г. Е. Булычкин, В. С. Магун). Ученый

B. П. Поздняков, определивший предпринимательство как специфиче- ский вид экономической деятельности, предполагающей наличие у его субъекта особых психологических качеств, основной задачей психоло- гии предпринимательства считал раскрытие этих психологических осо- бенностей. Многие трактовки личности предпринимателя совсем не указывают на черты предпринимателя-одиночки; скорее всего, в них содержатся представления о предпринимателе как субъекте организа- ции, ее лидере, обладающем характерными чертами и свойствами, спо- собствующими развитию организации, воодушевлению ее работников, вовлечению их в мир увлекательного предпринимательского процесса.

Планирование и проведение исследования. На первом, подгото­вительном этапе исследования, проводился отбор шкал-признаков для последующего построения списка, необходимого для факторного анали­за. Выбор признаков осуществлялся на основе ассоциативного экспери­мента, проведенного с предпринимателями (мужчины и женщины, 40 человек), работающими в сфере малого бизнеса в городах Кавминвод Ставропольского края. Обработка ответов испытуемых предпринимате­лей включала построение групповой матрицы данных 71 х 16 (путем суммирования индивидуальных протоколов), а затем к полученной мат­рице данных применялся метод многомерной статистики - факторный анализ, который проводился по программе STATISTICA 6.0.

Сравнительный анализ показывает, что у испытуемых обоих выборок имеются четкие представления о противоположности мораль­ных и безнравственных позиций, так как ролевые позиции высокомо­рального человека и безнравственного человека находятся в оппозиции друг к другу на противоположных полюсах каждого фактора во всех выборках. Этот факт, свидетельствующий о положительном отношении к себе, как и к типичному представителю своей профессии, достаточно важен для решения задач нашего исследования.

Результаты интерпретации данных, полученных в итоге факто­ризации, показывают, что в обыденном сознании предпринимателей фиксируется достаточно завершенный, целостный образ типичного предпринимателя, наделенный современными представлениями о пред­принимателе, существующими в общественном сознании, и обогащен­ный чертами, свойственными именно субъектам предпринимательства.

Кулинкович Т. О.