Особенности социальных сетей зависимой личности
Взаимодействия и взаимоотношения между людьми привычно рассматриваются в понятиях группы. Однако на современном этапе развития информационных технологий, ведущей роли информации стало более актуальным анализировать отношения между людьми через такое понятие, как социальная сеть. Социальные сети - социальные объекты, группы, организации, системы, которые объединены одним или более типом взаимоотношений. Данные группы могут разделять общие ценности, взгляды и идеи; иметь социальные контакты; состоять в родстве; быть членами в определенных организациях, а также могут включать и другие аспекты человеческих отношений (Olivier Serrat, 2009).
Социальная парадигма сети обеспечивает теоретические и методологические инструменты для понимания природы современных обществ. Обычно исследователи социальных сетей заинтересованы в моделировании отношений между индивидами, которые составляют социально детерминированную, т. е. заданную внешними обстоятельствами и социальными силами группу, имеющую очевидные границы.
В последнее десятилетие особое внимание социальных исследователей привлекают эго-сети, не имеющие очевидных границ. Под личной (или эго) сетью понимают социальные (родственные, профессиональные, дружеские, соседские и т. п.) связи отдельного индивида. По существу, личная сеть - это мир отношений с точки зрения одного человека, которого называют центральным индивидом, или эго. Это непосредственное социальное окружение индивида выступает связующим звеном между личностью и обществом. Личная сеть играет важную роль в воспитании, становлении личности и ее социализации, являясь проводником ценностей и норм поведения, доминирующих в обществе.
Эго-сеть включает:
-
самого эго;
-
других индивидов, с которыми он поддерживает отношения;
-
связи эго с этими другими;
-
связи между другими участниками сети.
Принцип образования личных сетей, их природа и функционирование в значительной степени зависят от социальной структуры общества и отражают происходящие в нем процессы. Структура эго-сетей зависит от культуры, религии, традиций и многих других характеристик общества (С. В. Сивуха, 2006).
В данной статье будут рассмотрены особенности социальных сетей химически зависимой личности. Нами было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 20 опиумных наркоманов, находящихся на лечении в 1 -ом наркологическом отделении г. Минска. Возраст пациентов от 26 до 36 лет. Стаж приема от 8 до 20 лет.
Была применена батарея методик, позволяющая выявить личностные особенности, характер межличностных отношений и специфику семейной истории респондентов. При анализе стажа заболевания было установлено, что практически у всех респондентов первое употребление наркотических веществ приходится на период от 15 до 20 лет. Важным в контексте проведенного исследования представляется тот факт, что все респонденты впервые употребили наркотик, находясь в группе знакомых сверстников, в которой некоторые члены употребляли психоактивные вещества. Из анализа историй наркоманов следует, что употребление наркотиков ограничивает (сужает) социальные взаимодействия личности и сосредоточивает их в определенной наркоманической сети. Изучение анамнеза жизни наркоманов позволило установить тот факт, что все испытуемые имели ряд травмирующих жизненных ситуаций, таких, как: зависимые члены семьи, физическое или психологическое насилие со стороны значимых других, насильственные смерти в поколениях, проблемы взаимоотношений в семье между родителями и детьми.
Данные факты свидетельствуют о значимых травматических событиях, происходивших в детстве, неблагоприятных жизненных ситуациях и неудовлетворяющих взаимоотношениях с родными и близкими. Исследования (Ronald В., Cox Jr., 2010) показывают, что химически зависимая личность будет функционировать в соответствующей себе социальной сети. Фактически для большинства зависимых людей их социальные сети состоят из таких же зависимых. Немаловажным является тот факт, что личность с зависимыми паттернами поведения будет выбирать такую социальную сеть, модель которой соответствует ее собственным. Такие сети создают взаимозависимые отношения, своего рода замкнутый круг, в котором поддерживаются существующие зависимые паттерны поведения.
Таким образом, интерес к эго-сетям обусловлен широкой сферой прикладного применения. Выявление особенностей социальных сетей зависимой личности дает возможность построения более эффективной реабилитационной и профилактической работы.
Гурвич И. Н. Антонова Н. А. Ерицян К. Ю.
ИЗУЧЕНИЕ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ С ВЫСОКИМ РИСКОМ
ЗАРАЖЕНИЯ ВИЧ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
На современном этапе развития общественного здравоохранения в Российской Федерации, как и во многих других странах мира, наибольший практический интерес среди социально опасных заболеваний представляют ВИЧ, ИППП, вирусные гепатиты В и С, туберкулез. По данным Федерального центра СПИД (2010) на сегодняшний день в России официально зарегистрировано более 530 тысяч ВИЧ-инфицированных. В реальности эта цифра, по мнению специалистов, может оказаться выше в 3-5 раз в связи с анонимностью обследования на ВИЧ/СПИД и/или незнания своего ВИЧ-статуса респондентами при опросах. Согласно международной классификации, выделяется четыре вида/стадии эпидемии ВИЧ: низкого уровня, концентрированная, генерализованная и гиперэндемия (ЮНЕЙДС).
В настоящее время в РФ наблюдается концентрированная эпидемия ВИЧ, т. е. ВИЧ быстро распространился в определенных подгруппах населения, однако не распространяясь широко среди населения в целом. К группам с высоким риском заражения, которые одновременно являются и труднодоступными для исследования и проведения профилактической работы группами населения («hard-to-readi populations/groups») в Российской Федерации в первую очередь относят потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) - именно среди представителей этой группы сконцентрировано наибольшее число зарегистрированных случаев ВИЧ в России. Кроме того, роль сексуальных контактов с представителями высокопораженных групп населения (ПИН и людей с диагностированной ВИЧ-инфекцией [ЛЖВ]) становится все более значимой в связи с ростом числа инфицированных половым путем.
Таким образом, так называемые мостовые популяции - представители основного населения, практикующие сексуальные отношения одновременно и с представителями группы риска и представителями основного населения - представляют потенциальную угрозу для выхода ВИЧ-инфекции из рамок групп высокого риска и распространения ее среди основного населения.
В рамках научно-исследовательской работы № НИР 8.0.171.2010, выполненной на факультете психологии СПбГУ в 2010 г., была предпринята попытка обзора и вторичного анализа методов и результатов опубликованных ранее исследований, в которых на эмпирическом уровне рассматривались вопросы здоровьесберегающего поведения представителей труднодоступных групп населения, наиболее актуальные в контексте эпидемии ВИЧ-инфекции. База данных исследований была создана при поддержке гранта RUB1-7001-ST Американского фонда гражданских исследований и развития (АФГИР).
Критерии для отбора публикаций были следующие:
- исследование реализовано на территории Российской Федерации;
-
объектом исследования являются группы ПИН, ЛЖВ и половых партнеров потребителей инъекционных наркотиков (ПП ПИН);
-
предметом исследования являются личностные особенности, знания, мотивы, установки или поведение представителей указанных труднодоступных групп в контексте эпидемии ВИЧ-инфекции.
Объем выборки составил 59 релевантных публикаций. Результаты анализа показали, что объем данных, посвященных проблеме ВИЧ-инфекции среди указанных групп населения, за последние 20 лет постоянно возрастал -более 90% всех исследований было проведено в течение последних десяти лет.
Внимание исследователей преимущественно сконцентрировано на группах ПИН и ЛЖВ. Половые партнеры ПИН - наиболее актуальная для Российской Федерации группа-мостик до настоящего момента не являлась предметом изучения российских исследователей. Так, использованная система отбора публикаций позволила выявить 32 исследования, направленных на описание и анализ здоровьесберегающего поведения и сопутствующих характеристик у ЛЖВ и 27 - у ПИН. Не было обнаружено ни одной публикации, в которой бы группа половых партнеров ПИН выступала в качестве самостоятельного объекта исследования. Общепсихологические и социально-психологические составляющие здоровьесберегающего поведения на сегодняшний день являются недостаточно изученными. В указанных исследованиях преимущественно изучается когнитивный и поведенческий компоненты самосохранительного поведения, значительно реже - мотивы и установки, и крайне редко - личностные особенности представителей указанных труднодоступных групп в контексте эпидемии ВИЧ-инфекции. Изучение данной проблематики среди высокоуязвимых групп, а также всестороннее изучение представителей мостовых популяций актуально с точки зрения противодействия развитию эпидемии ВИЧ-инфекции в РФ.
Давлетшина Н. Р.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова